Батиста, енот и дерево: Рецензия на Guardians of Galaxy

Рубрика: Вне рестлинга Автор: злобная росомаха

Ну что, Батиста, да. Енот и дерево. Если кто не помнит, предлагаю вспомнить. А то мало ли.

К «редакционному» заданию я отнесся серьезно и решил поехать посмотреть фильм в Питер! Вот так сложилось. На редкость отвратительный по событиям июль наконец-то закончился, и первую августовскую субботу я решил провести в городе на Неве. Но перед этим я серьезно проштудировал матчасть, выяснив, что в это лето что-то прям совсем беда со сборами. Это локально. А глобально, что Дисней в последнее время занимается («дистрибутирует») или какие-то мега-хиты (в основном, комиксы и тому подобный цирк), или провалы (такое же говно). И, видимо, сделав выводы из своих ошибок, ввальнули огромную часть бюджета на PR. Я бы написал, что столько одинаковых ревью с одинаковыми репликами про одинаковые моменты я в жизни не видел, но это будет ложью, потому что я не читаю ревью про кинофильмы. Зато я хорошо помню, как в одном релизе про WWE Network кто-то упомянул слово «cannibalize», после чего «журналисты» (Серхио, привет!) его повторили столько раз, словно, это регулярное слово из их обихода.

Но речь даже не об этом. Пусть политически-правильные рецензии пишут те, кому за них платят. Мне не платят, поэтому я напишу про то, что я увидел.

Сразу предупрежу, что из всех этих Стражей я знал одного лишь Батисту, и ни за какими комиксами не следил и следить не планирую. Как говорится, «Не читал, но осуждаю» (с).

Основная мысль про этот фильм — процент избитых шаблонов, задействованных в этом фильме, превышает все разумные пределы.

В этом огромный привет сценаристам, которые по умственному развитию застряли на уровне старшешкольников. Не, серьезно! Сюжет писали школьники, замкнутые в своих представлениях о том, что нужно в «хорошем» фильме. Хотя, с другой стороны, прекрасно понимая, что значительную аудиторию фильма (если не большинство) составят те же самые школьники, то это, вроде как, не так страшно. Ну и да, именно подобная схема «заимствований» как раз и свойственна детям-подросткам.

И опять же, стоит обратить внимание, что эти школьники были как раз забитыми-школьниками-задротами, которые и являются апологетами комикс-индустрии и завсегдатаями стереотипичных магазинчиков комиксов.

Подтвержу слова делом.

Сели, значит, два сценариста с интеллектом забитого остальными старшего школьника, и начали думать: как нам сделать такое начало, чтобы точно понравилось? Первый говорит: давай, главный герой будет мальчик, которого бьют одноклассники! Другой отвечает, точно! А давай у него умрет мама! Третий авторитетно дополняет: а давайте еще будет классная музыка из 80х! Первый говорит, затаскано же! Тот говорит, ну ладно, давай из 70х! Но только чтоб порадиоформатнее! ОК, принято. Что дальше? А давайте его похитят инопланетяне! Ну как, похитят.. Заберут к себе!! Все, готовая первая сцена. От затасканности каждой идеи слезятся глаза. Когда прилетели инопланетяне, я чутка даже застонал от дискомфорта и привстал с кресла.

Кстати, смотрел я в кинотеатре «Аврора» — в нем был самый ранний сеанс, 10-00. Когда я рано утром, прибыв из Москвы, прошел мимо подворотни, за которой скрывался какой-то фасад времен первой мировой, я даже поднапрягся. Но все оказалось намного более прилично. И да, уверен, что Серхио смотрел Поддубного, а Лок посмотрит Геракла в СОВЕРШЕННО других кинотеатрах.) Круто.

Как еще повысить уровень милоты? Что является самым милым в интернете? Конечно, котятки. Но котятки затасканы! Тогда.. Тогда… Давайте будет белка!! Да, дофига смищная белка!! Все усцутца с милоты!! Что, было? Ну тогда енот. Все. Вы получили вторую сцену, а фильм на этом можно заканчивать.

А так — да. Кто там разрывает головы задротам? Ходячие? Давайте оттуда заберем самого крутого парня! Забрали. Стэн Ли! Давайте в камео! Дали. И так далее.

Я не хочу обсуждать сюжетные даже не лажи, а типа «споты». Типа нам лень придумывать, поэтому мы сделаем вид, что тут типа вот, а вы сделаете вид, что норм. Типичный ход для современных сценаристов — неумение не только придумать новую идею, но и развить ее.

Также я не хочу обсуждать самые назойливые шаблоны типа «сопли» под сопливую же музыку, когда мальчик вспоминает маму, или проход крутых героев, собирающихся надрать зад врагу, собирающихся вместе.. Придумайте любой шаблон про фильмы, я вам с 90%-ной вероятностью найду, как этот шаблон был использован в GoG.

Тут я понял, что меня испугало. Сценарий был аналогичен сценариям рестлинг-шоу, сделанных на потребу «всей россыпи фанатов»: рестлинг по либретто помните? Вроде русской подсечки Дэмиена Сэндоу. Вот тут тоже очень много моментов были «по либретто». Енот-антропоморф? Норм. Оказаться в открытом в космосе без скафандра? Норм. Отвлечь главного героя танцем? Норм. Неназываемые мотивы поведения? Ну а чё нет-то? Вы забыли сюжет?

    Она умерлааа тридцать лет назаааад..

Я в душе не чаю, кто такой Транос, и в чем его значимость для комиксов. Мы смотрим конкретный фильм. А нам уже начинают намекать, мол, а вот там у него была микро-роль, тут сцена после титров. Экстраполируйте на остальных персонажей. Раскрытие образов опущено за ненужностью. А там, где это было сделано, оно выглядит вторично и опять же чересчуркомично. Пример — тот самый начальник полиции, которого показали дома поливающим цветочки, а затем вернувшимся домой с настолько шаблонным «чемоданчиком», что не хватало только крика «Дорогая, я дома» и ответа «Вынеси мусор и иди на кухню, суп уже готов». Так вот и сами вставки, и их характер, и способ использования тоже заимствован — Робоцып передает настойчивый привет. И ладно это я знаю «Робоцыпа». Наверняка много людей его не видели. Но однозначно еще больше людей не знают ни персонажей, ни подтекстов, ни идей, которые, конечно, могут оказаться как «бонус для тех, кто в теме» (охотно верю, что однозначно найдется какой-нибудь эксперт по Марвелу, который скажет, что танец Квилла — это отсылка к выпуску номер 13 за 79й год, когда Бэтмэн при помощи подобного трюка одолел Капитана Бензопилу), но, скорее всего (видя лень и примитив сценаристов), — подобное было именно опущено за неумением это сделать.

И да, я нарочито использовал имя персонажа DC, рассуждая о Марвел. Глядити как он всех затролел…

К схемам работы WWE вернемся позже, а пока продолжим про мечты малолетних задротов:

Был забитый хилый мальчик, стал крутой Джеймс Бонд. Бинго.
И это именно загадочные крутые инопланетяне ответственны за данную пертурбацию. Бинго.
Нужен туповатый качок, над которым можно издеваться. Есть.
Тёлка круто надирает зад парню. Есть.
Киберимплантанты! Есть.
Персонаж в 30 с гаком ((с) ЛВЧ) ведет себя как подросток. Есть.
Казалось бы землянин, а гляди-ка, он же с другой планеты!! Тоже есть.

Понимаете, о чем я?

О том, что все эти мечты уже затасканы другими фильмами, я говорить не буду. Как и продолжать этот список до бесконечности. Берите любую сцену и узнавайте или Звездные Войны, или Супермена, или Людей Х, или чего угодно.

Бои в космосе, много кораблей, крутая команда. Есть.
Комедийная пара «большой и маленький» не-люди. Есть.
Причем один говорит непонятно, но другой его понимает и ведет диалог? Есть.
Крутой космический пилот! Давайте их будет несколько.
Много разноцветнолицых инопланетян. Есть.
Мохнатый мелкий зверек, от которого все будут угорать. Есть.
Ходячие туповатые, но справедливые, а от того крутые деревья-антропоморфы. Есть.
Крутой злодей, на которого пафосно надевают шлем с накидкой на шею. Есть.
Тёлка, явно-страшная-но-мы-сделаем-другой-цвет-лица-и-типа-круто. Есть.

Черт, могу до бесконечности. Надо останавливаться.

И, казалось бы, на каждый момент затасканности можно закрыть глаза. Но эффект снежного кома: их настолько много, и они настолько часто приключаются, что глаза открываются сами собой.

О музыке.

Я люблю классический рок 70х годов. Оттуда же классический же диско. Смесь диско/буги с роком — это вообще разрыв. Несколько лет назад, когда я работал в одной замечательной общественной организации, я взял за правило брать с собой наушники с длинным проводом, и на работе слушал музычку. Причем не просто, а радио. И со временем нашел замечательный сайт Sky.FM. Там тематические радиостанции, играющие музыку разных жанров. И очень скоро моими любимыми стали Хиты 70х и Классический рок. Берете эти самые «Хиты 70х» и получаете выигрышный саундтрек. Просто потому, что тогда люди вкладывали в музыку душу. А не деньги.

Музыка хорошая. Но ДАЛЕКО не лучшая. В тех же жанрах можно насобирать намного более интересные композиции (гы-гы, а вы думали, я обойдусь без подобной формулировки?) И именно своей «милотой» она и выглядит очередным притянутым за уши в компилляционную кучу милот элементом.


Их басист после удара ножом провел несколько лет парализованным, слепым и немым.
А их гитарист похож на Веллитона.
А клавишник сделал Майклу Джексону кучу хитов, включая весь «Триллер»
А ударник — вообще из Чехии.

Ааааа, как же я обожаю Хитвэйв..
Как же жаль, что серия несчастных случаев искалечила группу..(

Помните анекдот/рассказ про младшешкольника (если, кстати, не серия про Барта Симпсона), которому предложили самому выбрать что-то самое вкусное, и который выбрал что-то типа соленых огурцов с мороженым? Ну вот как-то да. Без тошнотного эффекта, конечно, но тут главное не в результате, а в способах его достижения. Компилляция. Примитивная и схематичная. За которые нормальные преподаватели в университетах качают головой, закрыв глаза, но ставят «уд». Без вопросов, на фоне всеобщей феерии а-ля «фильм года» ясно дело, что хорошим будет все. От цвета лица статиста в сцене финальной разборки и до пост-титровой сцены. Просто потому, что та самая ЦА не умеет отделять мух от котлет. Если хорошо, то хорошо все. Если Джон Сина — то он и какает радугой; если СМ Панк — то он и книги пишет замечательные.

Притом, что, еще раз повторю, музыка была хорошей, но далеко не лучшей.

Вообще стоит подумать отдельно над таким концептом отдельно: просто вывалить кучу денег за уже раскрученные (пусть и в свое время) хиты, за которые точняк зацепятся родители, и от которых вдруг неожиданно затащатся дети (причины — выше, там был тезис про вклад в музыку). Кино становится по-настоящему отличным, если у него есть своя тема. Своя песня. Или хотя бы взятая не особо популярная, но раскрученная фильмом песня. То есть когда кино ассоциируется с песней. Подумайте, был бы Бонд Бондом, если бы туда брали сплошь заслуженные хиты прошлых лет? Были бы Звездные Войны настолько Звездными, если бы вместо той вот шикарной заглавной темы были бы Шираклз или Мираклз? Была бы Собака Баскервилей Собакой, если бы вместо Дашкевича там был пусть отличный, но уже известный лет 10-20 шлягер Эдуарда Хиля?

В ГТА пошли идеальным путем: якобы «вынужденное» заимствование песен прикрыто радио-форматом! Объяснено, что, как, почему — нате вам. Круче саундтрек придумать сложно. На любой вкус. А здесь.. Хотя да, не стоит забывать сюжет:

    Она умерлааа тридцать лет назаааад.. (с)

Ленивый букинг — это зло. Это зло в рестлинге, это зло в кино, это зло везде.

О Батисте.

Батиста — это наименьшее из зол. Хотя нет, слово плохое. Не «зол». Для данного фильма слово «зло» неудачное. И даже не проблема. Просто потому, что фильм таким и задумывался. Так вот, с одной стороны, Батиста — конечно, молодец. Свою роль исполнил на 100%. Сделал все, что нужно. Но, с другой стороны, остался острый привкус того, что Батиста просто был собой: большой туповатый деда, который хочет рвать пасти за то, что у него отняли родных (ну обидели, переведем в реальность), и делает это эффектно, хотя и не так эффективно, как ему самому хотелось бы. Рваных портков не было, но передоз ботокса пёр даже через грим. Ну и да, не могу без укольчика: помните, когда Игрочина снимался в Блэйде III, не то он сам продавил, не то режиссер его поощрил тем, что разрешил исполнить спайнбастер и фэйскрашер (?), а сам Блэйд делал суплексы (или Блэйду? Короче, был там вертикальный суплекс, точно помню. Хотя, может, и во второй части). И вот я тут ждал от Батисты если не суплекс, то хотя бы «Гарпун». Не дождался. Конечно, это не панацея, я не думаю, что в «Геракле» Рок будет проводить «Рок боттомы», но просто если вдруг какие-то люди начнут выяснять связи между рестлинг- и киношной карьерами Батисты, то нет, ничего там нет, никакой связи. Просто хорошая работа агента и/или связи с кастинг-агентствами. Ну и, видимо, желание студии занять в фильме незатасканных актёров. Об этом чутка позже. Но нужно отметитЬ, что от Батисты (как и от всего остального в этом фильме) все ссут кипятком. Но я искренне хочу, но не могу понять, как эту роль можно было испортить. Только если оказаться ненужным типажом: тупой недалекий, но эффектный качок. У Батисты все присутствует. И я рад вдвойне, что теперь у Батисты будет больше времени на съемки и меньше времени на рестлинг. Жаль, слишком поздно Батиста раскрыл в себе этот потенциал, староват уже стал. В том, что он не должен затеряться (а, скорее, даже наоборот) в ряду одинаковых-с-лица-до-скрипа-зубов стэтхемов-дизелей-иных-лысых-качков, сомнений особых не было. Очень устойчивый типаж (концепцию «нишевых персонажей» в WWE помните? Экстраполируйте). Но староват Батиста, да. И дедушка. Но молодец. Хотя и ММАшник. И даун. Аксиома.


Но он — наш даун!

Что важно.

Фильм однозначно принесет тонны денег — мы об этом говорили полгода назад в том самом подкасте. Одна из важнейших причин тому — отсутствие серьезной конкуренции этим летом (и в этот конкретный уик-енд — хотя, помнится, полгода назад я полагал, что «Геракл» сможет во вторую неделю собрать приличную кассу, но «Геракл», в принципе-то, относительно обосрался и в первую неделю — забегая вперед, напишу, что Рок-то как раз был одной из единственных причин, что фильм не обосрался по полной, плюс надо понимать, что задротов, не вынимающих носы из комиксов, в разы больше, чем задротов, читающих про Древнюю Грецию), но главное — это невероятно мощная арт.подготовка со стороны предварительной обработки целевого камьюнити посредством интернета и социальных сеточек (как мы тоже обсудили еще полгода назад в том же самом подкасте, ждите (хотя уже море) фраз типа «Лучший фильм Марвел», «Да это мои любимые персонажи с 1964го года», ну и да, наверняка найдутся те, кто скажут «Утка Говард — мой любимый персонаж» (с) Корвакс). Плюс естественнно, наличие ЦА, готовой платить (свои, но чаще — родителей) никто не отменял. В конце концов, и Мэн оф стил, и Трансформеры собирали космические деньги, будучи в лучшем случае посредственными фильмами. Поэтому быть и продолжению, и очередному бенефису Батисты (я надеюсь, он не сломает себе никаких копчиков за ближайшие пару лет).

Прочитал где-то одну весьма небезынтересную мысль: «Стражи Галактики» являются очень и очень, с одной стороны, тревожным, а с другой стороны, просто предупреждающим звоночком для Голливуда. Фильм наинагляднейше показал, что в сегодняшней номенклатуре сила бренда бьет силу актерски/режиссерского состава. Конечно, и в этом плане ниши уже давно разобраны: есть фильмы, ориентированные на заокеанские рынки, есть фильмы, которые тянут на харизме актеров, есть фильмы, которые тащат исключительно режиссеры, есть фильмы, ориентированные на ностальгические нотки. ХэГэ в первый уикенд продемонстрировали силу бренда. Люди идут на фильм, потому что это Марвел. Им плевать на качество, плевать на содержание, плевать на актёрку. Они идут на Марвел, потому что «привыкли». Тут я снова понял, что мне это очень сильно напоминает WWE. Помните, как Винс Макмэн в 80е начал подменять на афишах имена рестлеров-хедлайнеров логотипом и аббревиатурой WWF? Можете помнить и патологическое неумение или нежелание раскручивать новых звезд. Сюда же можно добавить эту идиотскую политику псевдонимов. В WWE давно подменили понятие «продукта» понятием «Бренд». Любой посетитель домашних шоу, любой покупатель мерчендайза, любой житель Тюмени, штат Вашингтон, покупая что-то у WWE, покупает не продукт, а покупает бренд. Почему это плохо, мы можем наглядно видеть на примере WWE. В кино это пока не очень заметно, но оглушительные финансовые успехи патологического говна типа Человека из Стали, Железного Человека, Трансформеров, не говоря о еще более оглушительном (хотя пока что локальном!) успехе существенно более качественной посредственности в виде Стражей Галактики, должно намекнуть продюсерам, что смена парадигмы уже у них под носом. Кстати, не такой уж и плохой смены парадигмы: если актеры и режиссеры перестанут получать большие деньги просто за то, что они там где-то когда-то уже что-то сняли, — это будет очень и очень неплохо для кинематографа, это даст возможность неизвестным, но более талантливым исполнителям сказать свое слово. Отказ от услуг Халка Хогана и Рика Флэра позволил дать шанс Брету Харту и Шону Майклзу. Отказ от их услуг дал дорогу Року, Стиву Остину и Гробовщику. Их уход позволил сделать ставку на Джерико, Бенуа, Герреро. А там дальше Сина, Ортон и Эдж. На этот, в принципе, цепочка прервалась — ну так и кризис настал. Нужна просто вера в имеющиеся ресурсы — а в кино ресурсов существенно больше, чем в рестлинге. После просмотра Стражей у многих должен встать вопрос, чем существенно более дешевый Давид Давидович Баутиста хуже существенно более дорогого Вина Дизеля или Давида же Стэтема? Экстраполируйте.

Есть у данного фильма один плюс. Он плавно переходит в минус, но давайте сначала разберемся с плюсом. Этот фильм — тупая сиюминутная ржачка. Главная задача, которую должен был выполнить этот фильм — это развлечь. И я прям вижу (с), как над теми школьниками-сценаристами сидит строгий дядя в костюме с палкой и каждые две минуты повторяет «Нужно, чтоб смешно!!», пресекая все малоумные попытки разнообразить сценарий какими-то диалогами. Данную задачу фильм реализовал максимально. Фильм забавный, смешной, ржачный — бесказяфф. Но тут начинается минус: тот самый дядя в костюме явно переусердствовал, потому что юмор в фильме такой же, как и сам фильм: школьный, его много, и он шаблонный до судорог. Я все ждал, когда главный герой начнет шутить про письки и какашки. Кстати, с натягом, но дождался.

Вот почему технический стиль рестлинга небезосновательно считается самым зрелищным — что бы кто ни говорил, если речь идет о РЕСТЛИНГЕ? Почему NJPW внезапно расцвел в последние годы? Потому что в этом стиле одинаково важное значение имеют и споты, и связки между ними. И споты, и связки — это смотрибельно и интересно (естественно, я сейчас говорю о рестлинге, а не о «оглядитиджонсинаопятьпобедил» или «голбирксамыйсильный» или «смпанквютубесказалчтоонненавидитджеффахардевмаске»). И посему зрелище не отпускает и постоянно предлагает новые вызовы. На этом построена куча видов спорта — художественная гимнастика, фигурное катание, конные виды спорта — важны не только яркие споты-прыжки-трюки, но и переходы/связки! Без них выступление не получит хороших оценок. «Юмор» GoG идет сплошным непрерывным и (что важно!) натужным потоком. Юмор выжимают, словно зубную пасту из безнадежно закончившегося тюбика. Тут, кстати, стоит еще добавить в копилку аргументво про школьниковость фильма: только тинэйджеры полагают, что если вы напихаете кучу-кучу-раскучнейшую «спотов», будет круто. Нет, не будет. Должна быть нарастающая схема с пиками, кульминациями, — все это уже миллиарды лет назад выявлено и обсуждено намного более умными людьми, чем сегодняшние сценаристы-продюсеры-эксперты. Тут нет. Через силу, высасываемо и выжимаемо. Шутка-шутка-шутка за шуткой. Под ту самую навязчивую музыку из заставки с зайцами.

Не говоря о том, что в этом говнопотоке реально комичные элементы просто теряют свою яркость, потому что их тут же перебивает потоком новых-новых-новых-еще-еще-еще.

Еще стоит добавить следующее: один из самых дешевых видов юмора — это цинизм и опошление. На этом сделаны десятки успешных сюжетов в рестлинге, сотни карьер актеров и комиков, тысячи фильмов и миллиарды баксов. Не нужно вообще никакого мозга, чтобы писать шутки по принципу «опошли». Еще меньше мозга нужно, чтобы свести все к цинизму. В фильме этого навалом. Ну и да, я никого же не удивлю, если подобная тема эксплуатировалась не раз, не два, и не только в кино?

Возможно, кому-то покажется, что я много и усиленно напираю на эту неоригинальность и шаблонность, и захочется сказать, что, мол, без этого редко какой фильм обходится. Я напомню, что в рестлинге все абсолютно так же: не нужно каждую неделю изобретать велосипед, ни в коем случае. Но хороший автор от плохого тем и отличается, что у него есть свежие идеи, которые пусть иногда и опираются на шаблоны или чужие идеи, но имеют какую-то свою нить-нотку-струю, которые их выделяют из того самого ряда шаблонизмов. В «Стражах» этого нет ни на грамм, ни на йоту. Фильм катится по настолько накатанной дорожке, что ошибиться просто негде. Конечно, время (и многие «блокбастеры» последних лет) доказывают, что можно. Но со «Стражами» ошибок удалось избежать — фильм смотрится, фильм развлекает, фильм принесет деньги, спонсоры выложат еще не одну сотню миллионов за продолжение.

Но чего лично мне хочется от кино? Чтобы кино имело интересный сюжет, чтобы была хоть простенькая идея, которая выделит фильм из сонма одинаковых и одноподобных. В идеале, чтобы кино носило какую-либо ценность, чтобы кино не только развлекало, но и развивало. «Стражи» — забавное кино, но вышеперечисленного в нем нет. Если подбирать вот прям одно слово, он одномерен, понимаете? Вот есть там ось икс, ось ординат, понимаешь. В Стражах это измерение одно. Все просто, элементарно и однозначно устремлено вдоль ставшего безнадежно понятным и предсказуемым вектора в означенном так же элементарно направлении.

Кстати, уже существенно после того, как Рецензия была написана, выяснил, что сценарий для GoG писала женщина. Что это был вообще чуть не первый (в какой-то категории) фильм, для которого работала сценаристКА. Я, конечно, не сексист, но да.

Главным резюме будет такой тезис: если вам однозначно понравился этот фильм, задумайтесь трижды перед тем, как в следующий раз обругать RAW или Impact. Если вам понравились персонажи, подумайте, так ли плохи Джон Сина или Джеффка Харди. Фильм в этом плане очень показателен. И, возможно, именно поэтому Батиста в нем оказался как рыба в воде? Просто потому, что в WWE он очень хорошо научился, как выглядеть хорошо в атмосфере плохого сценария, примитивных шуток и затасканных шаблонов. Кто бы и как бы ни относился к Батисте-рестлеру, к Батисте-человеку, нельзя за него не порадоваться, потому что очень редко в последнее время рестлинг получает хорошее и адекватное паблисити. Да, Батиста-актер и Батиста-рестлер имеют мало общего, но старина Давид Давидыч наглядно показал, что и сейчас — при удачной работе актера/агентства — рестлер фактически с нуля может получить хорошую основную роль в кассовом фильме. Понимаете, на кого намекаю? Конечно, для этого должны сложиться в плюс много факторов, но на выходе мы имеем что? Рестлер собрал приличную кассу. И он молодец. О рестлере говорят много — пусть и в такое бедное для киноиндустрии лето. И это замечательно. Можно, кстати, даже дополнительно поржать, что именно Батисту сделали расходной монетой во фьюде ЩИТа и Эволюции, и небезосновательно предъявить это товарищу Эйчу.) Предъявить и удивиться, что с откровенно халтурным фильмом Батиста собирает миллионы долларов, а в WWE он целует ринг и рвёт портки, хотя уж где-где, а в рестлинге правило Джима Корнетта все оправдало уже очень давно.

Но.

Батиста из даун.

Аксиома.

пс: обсудить на форуме с умными людьми.

О второй части питерских похождений росомахи позже.