Рефери Брайан Хильденбранд - а.к.а. МАРК Кёртис

Рефери Брайан Хильденбранд — а.к.а. МАРК Кёртис

Сегодня исполняется 52 года со дня рождения незаметного, но при этом весьма примечательного человека. Обладая невзрачной внешностью, не имея никаких ни заступников, ни лоббистов, он в разгар понедельничных войн завоевал такой авторитет, что многим не снилось даже после десятков Мировых Чемпионств. Увы, его жизнь трагически оборвалась 8 сентября 1999 года, когда в возрасте всего лишь 37 лет он скончался после изнурительной борьбы с раком. Сегодня речь пойдет о незаметном бойце невидимого фронта, об одном из лучших рефери в истории про-рестлинга.

Брайан Хильдебранд, а.к.а. Марк Кёртис.

На момент своей смерти он был не только одним из самых уважаемых людей в профессиональном рестлинге. Не только источником вдохновения для многих своих коллег. Брайан был настоящим героем. Он стал им за время своей болезни.

Все, кто знал Брайана, отзывались о нем только положительно. Пожалуй, лучше всех общее отношение знакомых Хильдебранда к нему выразил Мик Фоли в своей книге-бестселлере Mankind: Have A Nice Day: «Брайан олицетворял самое светлое, самое ангельское в нашей индустрии».

Благодаря своим человеческим качествам Брайан завоевал авторитет, уважение и любовь тысяч рестлеров, промоутеров, обозревателей и обычных фанатов, которым удавалось перекинуться словом или пообщаться с ним. Брайана любили и уважали настолько сильно, что в 1999 году говорили, что в мире про-рестлинга есть только два человека, у которых нет и не было ни единого врага или даже злопыхателя. Это Оуэн Харт и Брайан Хильдебранд.

Давайте узнаем, почему.


Брайан Хильдебранд родился 21 января 1962 г. в Питтсбурге, штат Пенсильвания, и начал карьеру в рестлинге в качестве менеджера. Это произошло в 1984 г. в северо-восточных территориях. Он придумал себе гиммик злобного хила-еврея по имени Хайми П. Вайсс, и среди его клиентов был даже Кактус Джек. Впоследствии он поменял имя на удобоваримое «Доктор Марк Кертис».

В 1992 г. Брайан стал судьей в промоушне Джима Корннетта Smoky Mountain Wrestling, иногда выходя на ринг в костюме черепашки-ниндзя под именем Кавабанга (если кто не помнит, это боевой клич Черепашек).

В SMW Брайан играл немаловажную роль в организации ежегодных фестивалей Fanweek с 1993 по 1995 гг. Fanweek’и были чем-то вроде современных фанатских конвенций, но с «живым» рестлингом и с непременными барбекю и аукционом рестлинг-кассет. Это был настоящий рай для любителей южного рестлинга.

Собственно, все это стало возможным исключительно благодаря Брайану и его неустанной организаторской деятельности как за недели подготовки к шоу, так и во время их проведения. При этом он был еще и ведущим всех мероприятий с участием фанатов и продолжал работать судьей! Но несмотря на такую адскую нагрузку, «Марк Кертис» никогда не жаловался на усталость, всегда выполнял свою работу с упорством, терпением и даже юмором, ни на минуту не прекращая оставаться преданным фанатом рестлинга.

Он и имя себе выбрал такое — «Марк», — означающее на рестлинг-сленге фаната, поклонника, который с максимальной серьезностью относится к любимому делу.

В 1995 году его пригласили в «высшую лигу». Активно расширявшийся World Championship Wrestling набирал и новых судей. Правда, долгое время Марка на ринг не выпускали, поэтому он даже прошел небольшой курс «повышения квалификации» в ECW. Но с осени 1996 года он стал одним из основных судей WCW, регулярно появляясь и на Nitro, и на PPV. В 1997 году он получил национальную известность после того, как во время Nitro, шедшего в прямом эфире, один фанат пробрался к рингу и попытался на него залезть. Там в это время проводили свой матч Дин Маленко и Психоз. Хильдебранд, недолго думая, нанес точный удар коленом, после чего зафиксировал на бедолаге (который был существенно крупнее Брайана) классическую «Гильотину», в которой тот находился до той поры, пока не подоспела зазевавшаяся охрана. Лицо фаната, который, казалось бы, добился того, о чем мечтали все поклонники рестлинга тех времен, выражало даже не столько обиду, сколько удивление — как такой щуплый с виду судья смог эффективно его обездвижить!?

Особого настроения инциденту придают комментарии Бобби Хинана, который чуть не помер от смеха. Тони Шавоне старался сохранять серьезный голос, вывести какой-то урок для зрителей, а Бобби даже не старался.

А всего лишь месяц спустя у Брайана диагностировали рак желудка.

Он перенес хирургическую операцию и очень скоро вернулся на ринг, продолжая работать судьей. Но несмотря на все усилия врачей болезнь прогрессировала, и очень скоро Хильдебранд уже чисто физически не мог заниматься любимым делом.

В феврале 1998 г. на банкете памяти Эдди Гилберта Джим Корнетт произнес торжественную речь в честь Брайана. Это должно было стать сюрпризом, поэтому Брайан очень удивлялся тому, что за неделю до мероприятия Джим несколько раз звонил ему, уточняя, придет ли он. Сама речь, в лучших традициях Корнетта, была, пожалуй, чересчур резкой и фамильярной, но по-своему очень трогательной.

29 ноября того же года, WCW даже провели целое шоу в честь Хильдебранда в Ноксвилле, штат Теннеси. В потрясающем мейн-ивенте Дин Маленко и Крис Бенуа победили Эдди Герреро и Криса Джерико (угадайте, кто отсчитал удержание?), а после этого Рик Флэр и Четыре Всадника в знак уважения вручили Брайану чемпионский пояс.

Стоит ли говорить, что о том ноксвиллском шоу узнал весь мир про-рестлинга?

Затем 30 июля 1999 г. в пенсильванском городе Ростравер, где жил Брайан, состоялось благотворительное шоу Curtis Comes Home, в котором, помимо прочих, приняли участие Джим Корнетт, Шейн Даглас, Крис Джерико, Эдди Герреро, Мик Фоли, Крис Бенуа, Дин Маленко, Трэйси Смазерс, Крис Кандидо, Тэмми Ситч, Public Enemy [Рокко Рок и Джонни Грандж], Доминик Денуччи, Эл Сноу, Ди-Ло Браун, Терри Тейлор, Лес Тэтчер и Сэнди Скотт.

Несмотря на частые боли, Брайан не отчаивался и продолжал верить в выздоровление и возвращение к любимой работе. Чтобы хоть немного поддерживать себя в форме, он даже изредка судил матчи инди-промоушнов, проводивших шоу в его городе. 6 сентября он отсудил матч на шоу Southern States Wrestling. А 8 сентября его не стало.

Но даже после своей смерти Брайан Хильдебранд продолжил вдохновлять людей. Во время недели шоу памяти Брайана Пилмана в 2001 г. был проведен семинар рестлинга памяти «Марка Кёртиса». Приглашенными тренерами были Рикки Стимбоат, Терри Тэйлор, Билл Альфонсо, Билл Демотт, Лес Тэтчер и некоторые рестлеры промоушна Тэтчера Heartland Wrestling Association.

Брайану наверняка бы очень понравился один из моментов семинара – эмоциональная речь Рикки Стимбоата, в которой тот говорил о душе настоящего рестлинга. Жена Брайана Пэм сказала, что слова Рикки были очень трогательными и Брайан обязательно одобрил бы их, потому что Стимбоат прекрасно выразил то, чему посвящен был тот день, и то, чему посвятил свою жизнь сам Брайан Хильдебранд.

Спустя два дня после смерти Брайана WCW провели домашнее шоу в его честь в Балтиморе. В начале шоу анонсер Дэвид Пензер объявил печальную новостью всем, кто еще не был в курсе. Затем, согласно традиции, прозвучали десять ударов в гонг. А в конце вечера, после матча Криса Бенуа против Бам-Бама Бигелоу за титул чемпиона США, Бенуа, Шейн Даглас и Дин Маленко в некейфейбной речи посвятили шоу памяти своего друга.

Конечно, это было лишь домашнее шоу, да еще и с не слишком большой посещаемостью, но для тех, кто знал Брайана Хильдебранда, это была идеальная возможность попрощаться с ним, причем попрощаться наиболее подходящим образом – на шоу рестлинга.

Брайан был предан рестлингу до мозга костей. Он любил его больше всего на свете. Хотя нет, конечно же, свою жену Пэм он любил сильнее. Но преданность, упорство и вера, с которыми он шел к своей мечте, не могли оставить равнодушными. Начав в крохотных компаниях, он смог добраться до такого статуса, что ему при жизни посвящали целые шоу. Его субтильная внешность таила в себе немыслимые силы и храбрость, которые он проявлял и в своей карьере, и в безнадежной борьбе с недугом. Качества, которые оказываются не по зубам многим и более успешным, и более эффектным людям.

Многие при слове «судья» вспомнят разве что старого маразматика Эрла Хебнера. Кто-то назовет нашумевших в свое время Чарльза Робинсона или Ника Патрика. Совсем немногие вспомнят великолепных Джои Мареллу или Томми Янга. И уж точно вряд ли кто вспомнит невзрачного коротышку, который и на экранах был всего-то год с небольшим. Но который как нельзя лучше делал то, что должен делать любой рефери — быть безупречным, оставаясь незаметным. Делать свою работу так, чтобы о ней никто не вспоминал. Хильденбранд на 100% олицетворял смысл слова «рефери», сочетая в себе не только великолепное исполнение своих обязанностей, но и искреннюю преданность любимому ремеслу.