[Матчасть]: У Пиллмана пистолет!

[Матчасть]: У Пиллмана пистолет!

Есть три общепринятых правила в про-рестлинге. Точнее, в том, как он показывается на ТВ:

1. Все, что обусловлено словом «ворк» (work), то бишь, предусмотрено сценарием, должно работать на продвижение сюжетов.
2. Слово «work» в про-рестлинге является заменой для слова «ложь», «игра», «сценарий» или «неправда».
3. Если возникают сомнения о том, что вы увидели на ТВ, помните правило №1. Но при этом не забывайте правило №2.

4 ноября 1996 года в эфире Monday Night RAW случилось немыслимое. Стив Остин ворвался в дом Брайана Пиллмана и тот был вынужден сдерживать его, взяв на мушку пистолета.

Стив ОстинБрайан Пиллман

Реакция на этот сегмент была самой разнообразной. Учитывая, что этот сюжет совершенно не развивал тогдашние сюжеты (Брайан все еще лечился от тяжелейшей травмы ноги, а также от последствий некачественного лечения и собственного наплевательского отношения к требованиям врачей), боя Пиллмана и Остина быть просто не могло. Более того, тот инцидент отвлекал внимание зрителей от основного текущего сюжета — противостояния Сида и Шона Майклза. Этот сюжет закрутился на том же шоу и фактически потерялся.

Шоу, на котором был показан этот сегмент, проходило в новый ТВ-слот. И вся суть инцидента была в том, чтобы украсть рейтинги. Вполне возможно, что хороший рейтинг был бы и на старом ТВ-слоте, однако получилось то, что получилось. К 4 ноября серия понедельничных поражений приблизилась к отметке 20 недель подряд. Отставания в рейтинге более, чем на один пункт, стали вполне привычными.

Инцидент позволил RAW продержаться вровень с Nitro в одном из сегментов. И это хорошо. Однако в финальной четверти часа все изменилось. WCW вернул себе преимущество, причем размеры его были гигантские — 0.7.

Что касается самого показанного инцидента, то он оскорбил многих. Стив Беверли из Columbus Journal предложил USA Network вообще разорвать контракт с WWF. Где инцидент был принят тепло, — так это в зарождавшемся тогда интернет-камьюнити. До 75% интернет-фанатов оценили этот сегмент положительно. Некоторые назвали этот сегмент лучшим за историю рестлинг-ТВ. Впрочем, цифры не врут. Был бы он лучшим, аудитория к следующему сегменту не упала бы на 0.7 пункта.

Противоречивость ситуации сказалась на том, что телеканал USA Network дистанцировал себя от происходящего и даже принес свои извинения, заявив, что в будущем не позволит подобному повториться. Представители телекомпании заявили, что они не были знакомы с тем, что будет показано в эфире, благо этот сегмент был показан практически «вживую», то бишь, он не был записан как большая часть RAW за 1-2 недели до того. Представители WWF принесли свои извенения за матерные слова, которые были произнесены с экрана (это действительно было случайностью, которая не была предусмотрена ни телеканалом, ни сценарием WWF: Пиллман и Остин ругались «от себя», пытаясь сделать сегмент еще более реалистичным).

Интересным последствием было очередное ток-шоу Live Wire от 9 ноября. Учитывая, что Санни уехала в промо-тур по Европе, передачу провел Док Хендрикс в гостях у которого были Винс Макмэн и Джим Росс. Макмэн попросил прощения за сюжет, сказав, что это все была их вина, в особенности его личная. Он попытался отвести огонь критики от USA network, где и без того хватало нервов и проблем, связанных со сменой руководства канала. Более того, во время передачи отзвонились и сами Остин и Пиллман. Оба принесли свои извинения. Пиллман отдельно напирал на то, что он виноват за использование недозволительных слов и выражений. Макмэн встал на сторону Пиллмана, забрав всю вину на себя. В общем, Макмэн, Росс и Хендрикс активно отвечали на электронную почту, на телефонные звонки, которые на 100% были негативно окрашены! Макмэн сказал, что даже несмотря на определенный успех (рейтинговый) сегмента, это было неправильным запускать его в эфир. Также отметившийся в передаче Кевин Келли объяснил, что это все было исключительно игрой на публику, что между рестлерами нет и не было никаких конфронтаций, и что как только камеры выключились, Стив покинул дом Брайана совершенно без последствий для обоих.

Противоречивый характер инцидента сделал его притчей во языцех. Главное правило рестлинга в принципе, состоит в том, что все демонстрируемое на шоу является «ворком», то есть, предусмотрено сценарием. Правило №1 требует, чтобы любая часть сценария двигала сюжеты — неважно, в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

И как относиться к словам Макмэна, учитывая, что конфронтация Пиллмана и Остина пиарилась все выходные, инцидент показали по всем передачам WWF. И так ли они все были расстроены этим инцидентом? Лишь после того, как сюжет показали по всем возможным каналам, Джим Росс на Superstars вдруг неожиданно заверил всех, что это видео никогда больше не будет показано в эфире шоу WWF. И, в принципе, он оказался прав, ибо уже на следующем RAW о сегменте практически не говорили. А в повторах шоу пистолет был «замылен» — правда, только на RAW. На немногих синдикатных телеканалах, что все еще транслировали RAW, все было показано в полноценном режиме. Наличие пистолета в руках Пиллмана не подвергалось сомнению. Ну и да, весь мат был заглушен «блиперами», хотя опять же.

Многие сравнили инцидент с сюжетами ECW, где буквально неделей ранее 4 ноября Ворон в прямом смысле слова распял Сэндмэна на кресте, после чего все руководство компании вынуждено было принести извинения Олимпийскому Чемпиону Курту Энглу, который тогда практически был готов подписать соглашение с Полом Хейманом! И, возможно, именно по причине увиденного он это делать и отказался.

Тот сюжет ECW не повторяли вообще. Более того, о нем даже не упоминали на последующих эфирах. Более того, инцидент даже не вошел в записи, которые потом продавались на VHS, где, казалось бы, наоборот можно оставлять как можно больше нецензурщины! EC фрикинг W отказались публиковать в записи противоречивый сюжет, а WW фрикинг F гоняли его еще больше недели практически без редакции? Что вообще происходит?

Пол Хейман оказался в положении, когда он действительно совершил что-то неуместное, и нашел силы принять ошибку и попросить за нее прощения, постаравшись сделать все, чтобы искренне исправить ее возможные последствия.

Винс Макмэн попытался выжать из противоречивого и ошибочного сюжета максимум возможного, не гнушаясь никакими возможными последствиями.

Речь не о том, кто прав, а кто не прав. Речь тут о том, кто и на что был способен, создавая ТВ-шоу про-рестлинга.

В принципе, ECW так или иначе делали аллюзии на распятие почти год. Коннан перенимал многие сюжеты из ECW для своей компании в очень строгой в религиозном плане Мексике. Реакция публики в Мексике была абсолютно отрицательной. На удивление далеко не любая демонстрация насилия вызывала позитивную реакцию аудитории — которая, казалось бы, молилась на свои небольшие промоушны! Да и сами промоушны не злоупотребляли насилием ради насилия. Что Хейман, что Коннан самые противоречивые сегменты ставили в качестве кульминации шоу, кульминации сюжетов. Эти сегменты не становились «вещью в себе», Но всячески двигали долгосрочные сюжеты, при этом имея строго определенную цель: или вызвать НЕГАТИВную реакцию аудитории. Что же было в WWF? Наоборот, случайно вырванный из всего шоу сегмент, который должен был бы привлечь аудиторию.

В данном случае стоит упомянуть про ножи, топоры, бейсбольные биты, огонь и многое другое, что часто используется в ультрахардкорных компаниях. Известный японский рестлер-промоушн, апологет самых странных видов ультра-хардкора, в одном из своих «последних» матчей (состоявшемся незадолго до эфира RAW, о котором мы сегодня говорим), сделал следующий сценарий:

    Его противник Король Пого взял топор и врезал Оните по спине и по лицу. Онита отобрал топорик и ударил Пого. Пого ответил, запустив в лицо Оните файерболл, затем отобрал топорик и врезал Оните по плечу.

Удары японцы наносили не так, как сегодня в WWE бьют стульями. Кровь хлестала ручьями. Из самых разных частей тела.

Реакция зрителей: «Ну так…»

Идем дальше.

    Пого вытащил биту, обмотанную колючей проволокой. Онита отбился и врезал Пого этой же самой битой. Онита провел фэйсбастер на эту биту. Пого «плюнул» в него вторым файерболлом и достал садовые ножницы. Пого перерезал колючую проволоку, которой был окружен ринг, и обернул этой проволокой Ониту. Пого достал еще одну биту, поджег ее и ударил ей Ониту. После этого он добавил свой фэйсбастер на все еще горящую биту. Онита вырвался из удержания, поднял горящую биту и ударил ей Пого. Пого достал огнромный зазубренный мачете и ударил им Ониту в область шеи. После этого последовало удачное удержание.

То, что вы сейчас прочитали, — это не «кульминация сюжета длиной в жизнь». Это сценарий рядового матча, который в FMW делали ежедневно.

Внимание и интерес аудитории были настолько уже замылены происходившим, что всем было просто плевать.

Но при этом шоу проходило в отвратительную погоду, но собрало почти 5 тысяч зрителей. Выручка с билетов составила почти 300 тысяч долларов.

Через три дня Пого и Нита показали такой же матч с битами, колючей проволокой, столкновениями лбами с разбега и фирменными «серпами». По проволоке шел электрический ток, кстати.

Конечно, там не было пистолетов. Но черт возьми, это было визуально намного более оскорбительно, чем все, что делали в ECW, и что вообще сможет придумать на будущее WWF! Все это — особенно тот второй матч, проходивший в натуральном полумраке без освещения, — вкупе с красивыми масками рестлеров (которые, впрочем, очень скоро окрасились красным) делало ощущение просмотра не рестлинга, а фильма ужасов. При этом аудитория вела себя спокойно, хотя, конечно, все знали, на что они купили билет. Никакой ярости, никаких криков, никаких показательных уходов из зала. Если кто и уходил раньше, то делал это для того, чтобы успеть на более ранний транспорт. Зрители вполне спокойно отнеслись к матчам, не особо заботясь, что там дальше будет с рестлерами. В конце концов, это Онита и Пого.

И черт возьми, какая же крутая музыкальная тема у Пого!!

В тот момент, когда Пиллман достал пистолет, была преодолена некая грань. Конечно, можно вспомнить, что первыми эту грань перешли в WCW, когда в начале 90х Харли Рейс не только угрожал Кактусу Джеку пистолетом, но и бил его «тазером» в эфире PPV! Более того, совсем незадолго до 4 ноября 1996 года Аутсайдеры ломились к рингу, размахивая битами, что, казалось, привлекало к арене всю полицию города, где было шоу. Все они держали руки на открытой кобуре. И все это было в прямом эфире.

Мы не стремимся защитить или оправдать сюжет. Стив Остин осенью 1996го совершил настоящий прорыв к статусу суперзвезды. Пиллман успешно вел свой сюжет безумного «лунатика», способного на что угодно. Но нет никаких сомнений, что появление оружия в эфире RAW было вызвано ни желанием продвинуть сюжеты, ни желанием «поднять» рестлеров, но исключительно отчаянием по причине того, что ничто другое не работает. Точнее, что не получалось придумать ничего, что сработало бы. Это было вызывающе, это было шокирующе, это было противоречиво. Более того, ТВ-аудитория практически сразу после сегмента переметнулась на TNT и Nitro. Это было вдвойне некорректно, потому что и происходило на фоне сюжетов с «фальшивым Рамоном», «фальшивым Дизелем», «настоящим Дабл Джеем». Все эти фальшивки очень скоро дискредитировали WWF. И на контрасте с этим вдруг неожиданно такой реализм. Был ли он обоснован?

WCW в 1996м году смогли перевернуть ход войны совершенно иными способами. Первые шаги были сделаны за счет хорошего креатива, за счет создания продолжительного сюжета и выстраивания своих шоу вокруг этого. WWF отвечало непонятными всплесками, на которые делалась ставка, притом, что единственное, что всегда работало у Винса Макмэна, — это великолепный ансамбль мэйн-ивентеров. Попытки «переиграть» Аутсайдеров за счет непонятных вызывающих вещей фактически лишь еще дальше увели в тень уровень исполнительского мастерства, который был на высочайшем уровне. Но в то же время было ясно, что многое решали цифры. А цифры — а.к.а. рейтинги — давали сюжеты. И пистолет в руках Пиллмана стал словно бы последней картой, которую Макмэн выложил на стол.

Сегмент был плох, был вызывающе плох. «Плох» в плане некорректен. Он был вырван из контекста и стал одним из череды непонятных моментов в букинге WWF тех лет. В конечном счете он не принес ни рейтингов, ни продаж PPV. Он не поднял популярности ни Остина, ни Пиллмана (в отличие, кстати, от столь же отвратительного и противоречивого сюжета с «комой» Шона Майклза годичной давности, который после возвращения реально поднял продажи PPV на хороший уровень). Он был тем более некорректен, что еще 1 ноября Макмэн и Брюс Причард специально навестили дом Пиллмана, чтобы разузнать обстановку, что и где лучше произвести. Руководство USA было поставлено в известность обо всем, за ислючением двух вещей: никто не подозревал, что жена Пиллмана Мелани попадет под удар, а также что Пиллман произведет два выстрела. Хорошо хоть выстрелы не показали в эфире! Хотя, конечно, USA демонстрировал в своих передачах еще более ужасные вещи.

Естественно, все познается в сравнении. И окончательные акценты расставляет лишь время. Можно по-разному относиться к очередной попытке WWF опуститься на очередной уровень низости и пошлости. Время — окончательный оценщик — показало, что сюжет был ненужен, неважен и неактуален. Увы, жить Пиллману оставалось около года, а Остин своё истинное величие докажет уже через несколько дней, проведя феноменальный матч с Бретом Хартом на Survivor Series. В 1997м году Пиллман сможет оправиться от травмы, а Остин проведет с тем же Хартом феноменальный сюжет. И в противостоянии Остина с друзьями Харта (среди которых будет и Брайан) этот инцидент с пистолетом практически не вспоминался.

Можно, конечно, вспомнить и что в 1999м году WWF падёт еще ниже, но заработает на этом нереальные деньги и рейтинги.

Но при этом не нужно забывать, что переломными моментами в Понедельничных Войнах становились не вызывающие и противоречивые моменты, а грамотный долгосрочный букинг (с NWO в одном случае, и с Стивом Остином и Винсом Макмэном с другой). Все, что было «сверху», давало разный результат. Оно усиливало эффект «Аттитуды» в конце 90х, но совершенно не сработало парой лет ранее в 1996м году.

Но главное, что хотелось бы отметить, что, по всей видимости, именно 4 ноября 1996 года можно было поставить окончательный крест на прежнем, старом-добром «рэслине». Глупо говорить о смерти 80х в 96м году, но, видимо, именно тогда и произошел скачок от черно-белого «мультяшного» рестлинга к эпохе, когда ничего не было ясно. К эпохе, когда никогда не знаешь, что тебя ожидает на следующей неделе.