Внимание, текст содержит спойлеры!
Июль выдался не только крайне поганым месяцем, но и богатым на фильмы, которые так или иначе относятся к нашему общему увлечению – профессиональному рестлингу. Два из них – дорогие голливудские блокбастеры с рестлерами в главных ролях, а третий – претенциозная русская картина о первом русском борце. С последней я и начну, потому как хронологически фильм «Поддубный» вышел раньше всех.
Фильм посвящен Ивану Максимовичу Поддубному, первому легендарному русскому борцу, шестикратному чемпиону мира, человеку, который за всю свою жизнь не проиграл ни одной честной схватки. В фильме показана его жизнь, его победы, его становление в качестве ведущего борца и охватывается его период выступления в США.
В прочем, хватит обязательных слов, давайте перейдем к делу.
В первую очередь хочу вас разочаровать, это не фильм о рестлинге либо о истории сценической борьбы. Как видно из названия — это фильм о конкретном человеке. Фильм о том, как обычный русский казак покорил весь мир. Когда в первый раз Иван увидел цирк, он влюбился в гимнастку. Чтобы произвести впечатление, он принял открытый вызов борца в черной маске и победил его. Впоследствии ему был предложен контракт на то, что он будет выходить из зала каждое шоу и бороться. Ни слова о постановке! Лишь последний бой Иван должен был проиграть, чтобы приз достался борцу из труппы, в гиммике француза. Потом у Поддубного будет очень большая история с французами. В итоге Поддубный отказался ложиться под «француза», выиграл бой и убежал с гимнасткой Машей.
Далее карьера его пошла в рост. Его заметили в Петербурге и пригласили участвовать в ЧЕМПИОНАТЕ МИРА по борьбе. Там он после нескольких неожиданных побед стал любимцем публики и в финале встретился с настоящим французом, чемпионом Франции. А был он отпетым хилом. В финале он обмазался маслом, чтобы его было трудно схватить. Судьи это заметили, но бой не прекратили. В итоге по решению судей победа была присуждена французу за «успешные действия в обороне». Это было первое поражение Ивана Максимовича, которое выбило из колеи.
Очень хорошо показано в фильме прибытие и тренировки простого русского парня в Петербурге и Франции. Вообще персонажи в фильме все сыграны крайне хорошо. Подлый француз действительно не вызывает никакого уважения, Михаил Пореченков в роли Поддубного на удивление смотрелся очень хорошо. Не знаю, компьютерная ли это графика, либо актер действительно так подкачался, но он реально смотрелся шире всех в этом фильме. Также блестяще отыграла роль эквилибристки Мими Катерина Шпица. Обычно любящие жены только раздражают в подобных фильмах, но тут ни одной претензии ни к актрисе, ни к персонажу. Клишированность героев только пошла на пользу кинокартине, что еще роднит картину с искусством цирковой борьбы, которое впоследствии перешло в профессиональный рестлинг.
После поражения Поддубный впал в глубокую депрессию. Не говорил, не пил, не ел, его отправили в психиатрическую больницу в Петербург. Лишь только его любящая супруга (которая официально ему женой не была), своей коронной фразой «Але! Я все смогу!» (и опять же, фраза не глупая, а Шпица с таким тембром ее произносит, что коронная фраза раздражения не вызывает) смогла вызволить любимого из подобного состояния. Они вернулись обратно к выступлениям в цирке в русских деревнях.
Все это время фильм сопровождается вставками из 1926 года, когда Иван поехал в Америку на выступления и заработок денег. Ему уже было больше 50 лет, однако он побеждал всех и даже стал чемпионом северных штатов! Очень забавно выглядел этот пояс, который в полной степени можно назвать рестлерским. Промоутеры зарабатывали очень много денег с него, да и сам он на счету имел более полумиллиона долларов.
Бои в фильме показаны очень неплохо. В начале прошлого века борьба была по большому счету скучной. Полчаса захватов и победа при падении на лопатки. Однако и музыка, и операторская работа выжали максимум из сего зрелища. Но тут я все таки нашел к чему придраться. Для начала дадим слово нашему обозревателю SmackDown, Никите Грачеву:
Иван Поддубный в данном фильме порадовал нас следующими приемами: Бэлли ту Бэлли слем, вертикальный суплекс из захвата шеи, F5, крутящийся некбрейкер, гатренч суплекс, хиптосс. Его соперники не провели ни одного приема.
Спасибо, Никита.
Показаны приемы очень нереалистично и очевидно с использованием компьютерной графики. Почему нельзя было пригласить профессиональных рестлеров хотя бы для консультации – непонятно. Но это все претензии сраного смарка, бои, повторюсь, не смотря ни на что, выглядели красиво и зрелищно. Но финальный спот был удивительно крутым. О нем ниже.
Поддубного неоднократно звали обратно в Петербург для подготовки ко второму чемпионату мира. Все письма он рвал и не соглашался. В цирке занимался клоунадой, даже на цирковые бои не выходил. Маша его неоднократно просила уехать из цирка и вернуться в Петербург, но Иван не соглашался. Девушка-стрекоза Мими продолжала выступать в одной труппе с мужем, занималась воздушной гимнастикой. Во время одного из выступлений Маша упала из под купола цирка и разбилась на смерть. Поворот сюжетный предказуем, но в полном Тюменском зале не было ни одного смешка. Это действительно трагедия. Блестящая режиссерская и актерская работа в данном моменте. Люди рядом действительно плакали.
После трагедии Иван Поддубный вернулся в родной хутор. До того у него с отцом были крайне жесткие отношения. В детстве он его стегал, за то, что сбежал от драки 1 на 5, считал, что позорит семью выступлениями в цирке. Однако же в конце концов, когда они еще раз пошли в цирк, кстати в ту же труппу, где Поддубный вышел на арену в первый раз, батя его благословил. И Поддубный вернулся к тренировкам для выступления на чемпионате мира. В полуфинале он снова встретился с тем же французом.
На этот раз француз решил поступить в разы подлее. В подворотне на Русского медведя напали пятеро с ножами. Иван отбился, однако получил ранения левой руки. Врач выступать ему запретил. Но это не остановило борца и мы наблюдаем майн-ивент сегодняшнего фильма. В лучших традициях спортивной драмы подлец постоянно тыкал в раны, однако Иван совершил невозможно и изниоткуда совершил победный хиптосс и уложил противника на лопатки. Победа! Но этого было мало, надо поквитаться с закадычным врагом. Он поднял его над своей головой и БРОСИЛ НА СТОЛ СУДЕЙ! Тогда еще не было комментаторов, но первый стол был сломан в 1908 году. Забудьте про Исидаб и Братьев Дадли.
И мы резко возвращаемся в Америку 20-ых годов. Поддубный решил закончить заокеанские гастроли и уехать обратно. На счете у него было 500 000 долларов, он обратился в банк, чтобы забрать деньги, но выяснилось, что депозит был оформлен срочный, промоутеры его обманули. Деньги можно было снять только через два года. Иван Поддубный сдал в ломбард все свои титулы и награды, чтобы уехать обратно в Россию. Однако и этих денег ему не хватило. Его узнали люди в ломбарде и добавили из своих денег. Очень трогательная сцена. Показывает, что человеку не нужны деньги, ему нужен дом.
И в этом лейтмотив данного фильма. Это бесспорно патриотическое кино про русского героя. Это не «Рестлер», где показана трагедия по сути всех забытых борцов 80-ых. Это не «Рокки», где бравый парень победил всех и стал чемпионом. Поддубный сам в фильме говорит «Я всегда побеждаю». Нечестное поражение, а не трудная победа самый важный момент фильма. Главное в фильме – что даже самого сильного человека в мире может победить только самая сильная сила в мире – любовь. И не важно, любовь ли это к девушке, к Родине, к семье, к ремеслу.
А если кратко, то ТХУМБС УП.