Прошло уже более пяти лет, как Шейн МакМэн оставил семейный бизнес – крупнейший рестлинг-промоушен мира World Wrestling Entertainment – и создал собственную медиа-компанию в Китае. Еще в подростковом возрасте он подрабатывал летом в Стемфорде, Коннектикут, где занимался продажей программок и мерчендайза WWE, а также изучал бизнес своего отца, Винсента МакМэна младшего, который тот, в свою очередь, унаследовал от своего отца Винсента МакМэна старшего. И уже тогда возникали предпосылки идти собственной дорогой. В 15 лет Шейн захотел накопить денег на машину. Но на той работе, которой он занимался, такие деньги заработать было нельзя, а отец отказывался поднимать ему зарплату. Поэтому он решил искать заработок в другом месте.
Шейн нашел подработку на стройке. Ему платили 400$ в неделю, что было в четыре раза больше, чем предлагали в WWE. Особенно Шейн отметил взгляд, с которым отец смотрел на него, когда узнал об этом. Шейн видел в этом взгляде гордость.
Вскоре Шейн вернулся в WWE, где занимался работой по установке ринга, а также был рефери. После колледжа он устроился в компанию на постоянной основе и занимался маркетингом, продажами, а также выпуском журналов. В 1998 году Шейн начал заниматься системой цифрового вещания, которую сам же и запустил, работал в креативном отделе, помогая создавать сюжеты, занимался международными сделками, помогая расширить сферу вещания промоушена, а также выступал в роли рестлера, где ему выдалась возможность запустить мусорный бак в своего отца.
Шейн, получивший на телевидении прозвища «Симба» и «Коронованный Принц WWE», быстро поднялся до должности вице-президента по вопросам глобального вещания. Но 16 октября 2009 года он подал в отставку. И не потому, что «хотел больше времени проводить с семьей», как любят говорить те, кто внезапно уходит из компании. Сейчас Шейн отвечает вопрос об уходе так: «Я хочу идти своей дорогой. Я всегда задавался вопросом: смогу ли я добиться чего-нибудь за пределами компании? Мне не хотелось сидеть в широкой тени отца».
Так, Шейн МакМэн перебрался в Китай. Он стал директором компании YOU on Demand, которую также называют «Китайской версией Netflix». Но он на собственной шкуре узнал, что создание собственного королевства не обходится без трудностей.
Становление компании Шейна происходило на фоне исторического события WWE. Промоушен запустил собственную ТВ-сеть, WWE Network, предлагавшую более 100 000 часов различного контента, что позволило Винсу МакМэну снова стать миллиардером. В день, когда состоялась презентация Нетворка, Шейн был в магазине мотоциклов Indian Larry Motorcycles в Вилльямсбурге, совладельцем которого он является. Реакция на презентацию WWE была незначительной. Он сказал лишь: «Ну что ж, ОК».
Шейн в 44 года и сам любит прокатиться на своем мотоцикле «Милая Марисса», названном в честь жены Шейна, кинопродюссера Мариссы МакМэн. Шейн с детства учился ездить на старых мотоциклах, пока отец не отдал ему свой Harley Softail 1986 года. Как и большинство любителей мотоциклов, Шейн много времени проводит за тем, что разбирает их и собирает обратно.
Будучи бизнесменом, Шейн называет себя «строителем», любит слово «предприниматель», и предпочитает рассчитывать только на свои силы. Но даже сейчас он больше известен по тому, что создал его отец. Когда Винс МакМэн младший выкупил WWF у своего отца, это был региональный промоушен, вещавший в основном на северо-востоке страны. Сейчас WWE – международная компания, оцениваемая в несколько сотен миллионов долларов.
У Винса МакМэна были и тяжелые времена. Прежде всего, детство. Он много дрался, а в его гардеробе было всего три костюма. Семья не голодала, но и размахнуться было не на что. Но Винс с любовью вспоминает то время, даже несмотря на то, что его отец из-за работы редко бывал дома. Когда Винс младший купил промоушен у своего отца, вся его семья – жена Линда, дочь Стефани и сын Шейн, которому тогда было шесть лет, – перебралась в Гринвич, Коннектикут. Винс вспоминает: «Мой отец говорил: «На Земле есть два места, где, по мнению людей, всегда будет место рестлингу: Беверли Хиллз, Калифорния, и Гринвич, Коннектикут»».
В старшей школе Гринвича Шейн был типичным хулиганом-спортсменом. Но у него была и серьезная сторона, и его всегда притягивал семейный бизнес. Летом он помогал отцу на работе, иногда даже сидел на совещаниях, все записывал и подробно расспрашивал. Он детально интересовался психологией на ринге и букингом, в чем ему помогал Пат Паттерсон. Но также в списке интересов Шейна были архитектура, инвестирование и даже профессиональный футбол. «Никогда не знаешь, а вдруг я стану работать в NFL», — говорил Шейн. Но после окончания Бостонского Университета в 1993 году он ушел в семейный бизнес, где занялся вопросами коммуникации и связи с общественностью.
Первое появление Шейна на ТВ состоялось летом 1998 года. Дебютировав в качестве комментатора, он был быстро вовлечен в конфликт между его отцом и любимцем публики Стивом Остином. Шейна тренировали Эл Сноу и Доктор Том Причард. Он всегда имел связь с публикой, хотя и играл роль хила. Фанатам нравился его удивительный атлетизм, харизма и то, что он не боялся проводить такие рискованные споты, как Elbow Drop с титантрона.
Одним из самых памятных матчей в карьере Шейна стал матч против Курта Энгла на PPV King of the Ring 2001. На память об этом мачте у Шейна даже остались шрамы. МакМэн получил сотрясение мозга после того, как Курт провел ему суплекс в панель титантрона. Все пошло не по плану: Шейн «отскочил» от панели и влетел головой в бетонный пол. Несмотря на это, он настаивал на повторении спота, Энгл провел ему еще один суплекс, и на сей раз экран разбился. Чуть позже в этом же матче Энгл запустил его в еще одно сооружение. «Я не знаю, делал ли он это, чтобы гордиться собой, или чтобы им гордился отец, или его семья», — говорит Курт, — «Но он всегда шел уверенно. Он делал вещи, которые кроме него не делал никто. Он делал такое, что могло завершить его карьеру».
Фанаты поддерживали Шейна даже несмотря на то, что он был хилом. Но вот его отец за кулисами был не так доволен. «Я был на взводе и как отец, и как продюсер», — вспоминает Винс, — «Я еле сдерживал себя, чтобы не выйти на арену и прекратить это. Я очень беспокоился за то, что мой сын так себя калечит только потому, что хочет хорошо исполнить свою работу».
После матча, в котором победил Курт Энгл, вся раздевалка, включая Курта, встречала МакМэна громкими овациями. Шейн вспоминает: «Самое лестное – это когда ты возвращаешься за кулисы, и все тебе апплодируют. Когда ты видишь это, это просто невообразимо».
Стефани МакМэн, как и ее брат, также росла в этой индустрии и выступала на ринге. В начале 00-х она стала работать в креативном отделе. Дослужившись до исполнительного вице-президента креативного отдела, Стефани прославилась своей решительностью – чертой, унаследованной от отца. Курт Энгл вспоминает: «Стефани всегда подробно объясняла, чего она хочет и что она думает, и если тебе это не нравилось, тебе же хуже. Она всегда хотела делать так, как она хочет, и с вероятностью 99,9% так и происходило. У Шейна тоже есть такая черта, но он не был настолько напорист. Он хотел быть для людей не только сотрудником, но и другом, завоевывая тем самым уважение. Этот человек был моим другом и моим боссом, так как я мог идти против его воли»?
Бывший сценарист WWE Курт Бойер работал в отделе под началом Стефани и отметил, что Стефани пыталась быть похожей на отца. Периодически, на совещаниях появлялся Шейн. Бойер вспоминает: «Мне нравилось, когда появлялся Шейн. Он всегда был активен и пытался воодушевлять всех вокруг. Обстановка при Шейне была теплой, веселой. Когда стало ясно, что он уходит из компании, все ходили так, словно кто-то умер».
Шейн всегда отрицал, что между ним и сестрой было соперничество. «Не было никакого соперничества. Моя сестра все еще работает в компании со своим мужем Трипл Эйчем. Они там. Мой отец там же. Все идет своим чередом». О своем отце Шейн говорил, что это человек, с которым трудно работать, который всегда был очень требователен, особенно к собственному сыну. «Мой отец держал меня в строгих рамках, зачастую несправедливо, но это хорошо. Это был самый лучший способ научить чему-либо».
Винс МакМэн по этому же поводу говорит: «Когда в твой бизнес вовлечена твоя семья, ты всегда требуешь от нее большего. Это касается моей дочери, это касается моего зятя, это касается моей жены. Не секрет, что и от Шейна я всегда требовал большего, чем от работников, не являющихся членами моей семьи. С Шейном мы всегда были и будем близки. Когда твоя семья замешана в бизнесе, есть толика трудностей, но в то же время, ты отводишь бизнес в сторону, и когда речь идет о взаимоотношениях отца и сына, то подразумеваются узы, которые невозможно разорвать».
Бойер сравнивает Шейна и Винса с героями фильма. «Если взглянуть на Шейна, вы вряд ли найдете в нем ту жесткость, которая есть в его отце. Вы смотрели фильм «Нефть»? герой фильма очень похож на Винса МакМэна. А вот в Шейне нет ничего, что бы могло о нем напомнить».
Впервые Шейн МакМэн оказался привлечен к YOU on Demand 6 лет назад, когда Марк Урбах, финансовый директор China Broadband, обратился к нему за помощью. Имея очень продолжительный контракт с China Home Cinema, Урбах плохо разбирался в том, как управлять медиа-бизнесом. МакМэн, имеющий богатый опыт в этой сфере, был хорошим кандидатом на сотрудничество. Урбах рассчитывал, что добьется от Шейна инвестиций, и что Шейн возможно даже будет участвовать в управлении. И после 10-месячных переговоров Шейн оставил семейную империю и стал исполнительным директором новокрещеного YOU on Demand.
По прибытии в YOU on Demand, Шейн начал обеспечивать соглашения с голливудскими студиями (такими, как FOX и Sony), а также занялся вопросами инфраструктуры, маркетинга и промоутирования. Шейн говорит, что на этой должности раскрыл в себе черты обоих родителей: энергичный «инстинкт убийцы» он перенял от отца; агрессивность в переговорах Шейн унаследовал от матери, которая была исполнительным директором WWE до 2009 года, пока не ушла пробовать пробиться в сенат США. Помимо этого, Шейн ранее сидел за одним столом с Барри Диллером, Диком Эберсолом, Дэвидом Стерном и Рупертом Мердоком. «Это было бесценное образование», — говорит Шейн, — «Я перенял что-то от каждого».
С учетом 210 миллионов подписчиков кабельного ТВ и более 700 миллионов зарегистрированных смартфонов в Китае, потенциал YOU on Demand все больше растет. Но медиа бизнес в Китае имеет свои сложности: индустрия пиратских DVD в стране оценивается в 6 миллиардов долларов. Но по словам МакМэна это означает две вещи: на продукт есть спрос, и пользователи за него платят. «Нам приходится корректировать модель», — говорит он. YOU on Demand установил весьма низкие цены на предлагаемый продукт: от 1 до 3 долларов за фильм.
Приходится также общаться с государственными структурами. Так YOU on Demand объявили, что их приложение YOU Channel будет доступно на всех смартфонах Huawei Mate (Huawei – третий крупнейший изготовитель смартфонов после Samsung и Apple). Хотя для компании это был огромный шаг вперед, в США Huawei долгое время считали отделением Народно-освободительной армии. В марте 2014 года New York Times опубликовали информацию о том, что NSA взломали их сервера, и отметили, что «Huawei распрощался с идеей выйти на американский рынок».
Шейн считает, что, кроме серьезной государственной цензуры, ведение бизнеса в Китае мало чем отличается от борьбы на рынках других стран. «Просто приходится играть по индивидуальным правилам каждой системы», — говорит МакМэн, который при этом не знает мандаринского наречия, — «Европейцы снисходительно смотрят на контент сексуального содержания, но жестки по отношению к насилию. Китайцы же полностью регулируют то, что идет по телевизору. Мы следуем их правилам. Вы не увидите на YOU on Demand обилия жестокости. Также вы не увидите фильмов с Ричардом Гиром из-за ситуации вокруг Тибета».
Недавно должность исполнительного директора занял Вэйшень Лу. «Это было частью плана. Вэйшень был исполнительным директором в Китае. Я просто убрал из названия его должности “в Китае”», — Шейн МакМэн, теперь уже председатель компании. «Исходя из моего опыта работы в WWE, необходимо знать, когда кто-то готов и твердо стоит на ногах. Тогда необходимо дать ему расти».
Несмотря на лидирующие позиции на рынке, YOU on Demand не привлекала инвесторов. Цифры в финансовых отчетах были невелики; поначалу компания МакМэна оценивалась в 7 миллионов долларов. Все изменилось после соглашения с Huawei и мобильным видеопровайдером C Media, что принесло компании инвестиции на 25 миллионов долларов. Финансовые результаты 2013 года превзошли все ожидания, и Шейн рассчитывает на еще больший прорыв. «Мы близки к цели. Цифры настолько велики, что не страшно даже кратковременное падение. Вот результат создания чего-то из ничего. Мне нравится вспоминать, как мне говорили: “Ты не сможешь этого сделать. Не сможешь построить ничего наподобие этого”. Совершить невозможное – это меня радует».
Как глава компании Шейн ищет другие способы инвестирования. Правда, не всегда все кончается хорошо. В феврале 2014 года к нему обратился Кальвин Дарден младший, искавший средства для приобретения журнала Maxim. На деле же Дарден хотел обмануть инвесторов. «Это было упущение», — вспоминает МакМэн, — «У меня есть группа людей, которые проверяют все мои действия. Когда мне пришло предложение, я сказал: “Оу, Maxim, это интересно”. Но когда я и мои люди занялись сбором подробной информации, никто не давал мне никаких ответов. Так что я оставил эту затею. И хорошо, что я это сделал». Дардена раскрыли и приговорили к 40 годам тюрьмы.
Часто Шейна спрашивают о возвращении в WWE. «Вернусь ли я когда-нибудь? Я никогда не вычеркну этот вариант, потому что в WWE может произойти все, что угодно».
Альтернативные ссылки: ВКонтакте, Dailymotion, Mail.RU
На вопросы о том, намерен ли он возглавить компанию отца, он отвечает сдержанно. «Она в моей крови. Если я почувствую, что пришло время, и что мне придется сделать судьбоносное решение, я его сделаю». Его отец в этом вопросе более прагматичен. «Шейн сам решил идти своим путем. И Шейн сам решит, вернуться ему или нет».
Сейчас, Шейн МакМэн просто фанат WWE. Как только WWE запустили Network, Шейн не раздумывая подписался. «Я сделал это для своих сыновей», — говорит он. Благодаря WWE Network Шейн знакомит своих детей с героями своего детства, «Суперзвездой» Билли Грэмом и «Суперфлаем» Джимми Снукой. И понятно, что он и сам любит поностальгировать. «Когда все ложатся спать, я знаю, что буду прикован к экрану еще с 11 до 2».