Сегодня я хочу вернуться к такому понятию в рестлинге как РОСТЕР. В свое время я уже постил в своей колонке размышления о таком понятии как ГЛУБИНА и ХИМИЯ этого самого ростера, и сегодня хочу немножко порассуждать о тех, кто обеспечивает эту самую химию, и эту самую глубину. МИДКАРД — вот тема сегодняшнего материала.
Буду честен, я всегда с особым трепетом отностился именно к мидкарду. По разным причинам. С одной стороны, из чувства определенного «противоречия» — ну вроде как мне ставят в мэйн-ивент одних рестлеров, а я вот буду болеть не за участников мэйн-ивента, а за вобще других. Но больше, конечно, было другого. В то время, как в 2006-2007 большинство следило за перипетиями противостояний условных раскрученных Игроков, Гробовщиков, Куртов Энглов и Эй.Джей. Стайлзов, я всегда больше интересовался тем, как идут дела у СМ Панка, Джона Моррисона, Элайджи Берка, Хомисайда, Пити Уильямса и Алекса Шелли. Заметьте, все шестеро — относительно небольшие рестлеры. Но мэйн-ивент традиционно отдается «большим». Почему-то считается, что зрителям интереснее смотреть именно за большими. «Малышей»-чемпионов можно пересчитать по пальцам. Мистерио, Бенуа, Стайлз, Герреро, Джерико. Кто еще? Наверняка были еще, но я сейчас не о том.
Я сейчас даже не о «больших» и «маленьких». Только Аззи может одним росчерком пера разделить рестлинг-мир на «хороших» и «плохих», на «ветеранов» и «новичков» итд.
Наконец-то, я начинаю рассуждать о мидкарде.
Вспомним самую успешную эпоху в истории рестлинга — вторая половина 1990-х. И я хочу обратить внимание на следующий аспект этой успешности. Многие ставят на первый план такие моменты как повышенный уровень агрессии, фривольность, засилье скабрезностей. Ну и кровь, конечно же. Для меня это было не так важно. Важно было то, что в любом крупном промоушне, на каждом шоу в сюжетах были задействован практически весь ростер. Практически у каждого рестлера был свой сторилайн или сюжет. Рестлер имел мотивы для действий, имел свою роль, которая не сводилась только к выходу на ринг. Где-то были фьюды 1х1, где-то были фьюды группировок. В чем плюс этого? В том, что бой с сюжетной подоплекой — это в миллион раз лучше, чем просто бой. Возьмите весьма ценимое мной сегодняшнее шоу Superstars. Периодически там выдают совершенно потрясающие бои те, кому не находится места в мэйн-ивенте или в развлекательных сегментах на красном или синем брендах. Однако все эти бои носят характер «просто так». Случайно прокрутили волчок, он указал на рестлера А и рестлера Б. Они вышли и в силу своих способностей выдали матч.
Когда у рестлера есть сюжет, это значит, что ему самому интересно. Это значит, что на этот сюжет он может как-то влиять. Это значит, что в сюжете задействованы как минимум еще другие рестлеры. Вся суть понятия «Дивизион» в том, что оно разделяет (корень слова — разделять) рестлеров друг от друга, но при этом собирает вместе по определенному принципу. А это означает наличие определенных сюжетов, которые их объединят. Если рестлер участвует в персональном фьюде (ну или команда), то он покидает этот самый дивизион, но покидает не просто так, а по сюжетным причинам (как, например, это было недавно с Куртом Энглом и Кеном Андерсоном, которые провели замечательный совместный сюжет).
Потому и титулов в конце 90-х было НУЖНО много — потому что было МНОГО разных рестлеров, которые собирались в дивизионы по сюжетным принципам. Потому-то сейчас титулов много не требуется — потому что дивизионов практически не существует. А если и есть, то рестлеры в них распределяются случайным образом.
Еще один плюс мидкардовых сюжетов в том, что зрители начинают запоминать, кто есть кто. Кому-то интересно следить за противостоянием Брета Харта и Стива Остина, кому-то — за Дегенератами Х, кому-то за разборками в командном дивизионе, кому-то — за Министерством, кому-то за Нацией Доминирования итд итп. Заметьте, сколько я описал сюжетов (причем, это далеко не весь перечень), а ведь все они имели место быть в течение практически полугода — практически одновременно.
К чему приводит узнаваемость?
К тому, что когда подходит время создавать новых звезд, не придется доставать их из рукава. Не придется вдруг ВНЕЗАПНО давать серии побед, не придется давать ВНЕЗАПНЫЕ чемпионства кэшащим кейс Money in the Bank. Согласитесь, чемпионства Панка и Суэггера носят настолько очевидный оттенок ВНЕЗАПНОСТИ, что просто сложно в это чемпионство поверить.
А если к титулу подпустить рестлера, который имеет за спиной серию сюжетов, в рамках которых он уже заполучил любовь // ненависть зрителей? в рамках которых он уже соревновался с другими рестлерами и доказывал свою состоятельность на их фоне. Отскролльте чуть выше и посмотрите список сюжетов, которые я привел. Из одного сюжета вышел Стив Остин, из другого Игрок, из третьего Рок, из четвертого Гробовщик, из пятого Рикиши. Бац, и у вас уже целая охапка серьезных претендентов на титул. Серьезных, потому что они доказали свою состоятельность прежними сюжетами и прежними противостояниями. А если не устраивает — дать им другой побочный сюжет, и снова в путь.
В последнее же время засилье чемпионов «из ниоткуда» просто поражает. Шимус, Дрю, Терри, Суэггер, Династия — они все больше чемпионы-слабаки. В том плане, что никто не сомневается, что они слабее большинства претендентов. Ну за исключением Династии, потому что командного дивизиона в WWE нет по факту.
Почему поначалу был интересен чемпион Миз? не потому, что он ОСОМ. Это для маленьких деффачек и мальчекофф. А потому, что за его спиной был год с лишним командного дивизиона, в рамках которого он фьюдил с кучей рестлеров, в рамках которого он вел веб-шоу, итд итп. Убрали все это, убрали сюжеты — и что? Кому интересен сегодня РЕСТЛЕР Миз-чемпион? НИ-КО-МУ. Слышу гул недовольных по поводу того, что Миз ОСОМ, отсылаю их в Саут Парк. Там на эту тему очень хорошую серию склепали. Как раз про рестлинг, ага.
Наличие сюжета и сюжетных побед и поражений дает рестлеру то, что я бы назвал «инициатива». Участие в солидном продуманном сюжете так или иначе поднимает «акции» рестлера. Он получает опыт. А опыт — это такая вещь…
И в TNA, и в WWE есть куча интересных рестлеров самых разных размеров. Вот только и там, и там у них нет сюжетов. Зигглер, Родес (прости господи, никогда не думал, что включу его в этот список), Нокс, Шелтон, Кофи, Киллингс у одних. Шелли, Сэйбин, Руд и Шторм, Янг у других. Не говоря о прочих. У них нет сюжетов. Они просто выходят, проводят «рейтинговые» или титульные бои и уходят. Их вытащили из колоды, повертели, и убрали обратно. В нафталин. Другая картина, если претендент достается не из нафталина, а из другого «сюжета».
Дать мидкарду сюжет — это значит не только сделать ИНТЕРЕСНЫМИ и узнаваемыми нескольких рестлеров. Дать мидкарду сюжет — это заложить потенциал. Развивать его или нет — это другой вопрос. Но потенциал должен быть.
Сегодняшние мэйн-ивентеры рождаются, по большей части, из экс-сквошеров. То бишь, условный монстр-хил выходит, сквошит многочисленных противников, и это должно якобы всех убедить, что он достойный рестлер. Такую судьбу прошли куча рестлеров — от СМ Панка до Терри. Но кому интересно смотреть на сквоши неизвестных неизвестными?
Резюмирую.
Грамотное закладывание мидкарда — это то, что должно быть обязательно в каждом рестлинг-промоушне. Вне зависимости от габаритов мидкардеров, вне зависимости от их раскрученности, мидкардеры должны иметь сюжеты, должны иметь ТВ-время, должны иметь обоснованных противников.
В общем, давайте уважать мидкард, ценить этих работников полу-невидимого фронта и надеяться, что рано или поздно руководства задумаются о том, что популярными можно делать не только тех, у кого есть свой мерчендайз и не только тех, у кого есть мэйн-ивентовый противник.
Ну а закончить свои рассуждения я хочу на грустной ноте. В понедельник после долгой и продолжительной болезни скончался Ронни Джеймс Дио. Пусть он не имеет никакого отношения к рестлингу, но этот человек сделал для рок- и метал-музыки столько, сколько не сделал, наверное, никто. Причем не просто для музыки, но для гиммиковой музыки — для всех этих дандженз энд дрэгонз…
- Dio can you hear me?
I am lost and so alone.
I’m askin’ for your guidance.
Won’t you come down from your throne?..