[Матчасть: VSпоминая прошлое] #19. Worked-Shoot

[Матчасть: VSпоминая прошлое] #19. Worked-Shoot

Всем привет, рубрика, за которую я одно время прям активно взялся, снова впала в кататоническое состояние (слово прям нравится — «кататоник».. Привет Крису Харрису).

И вот в новом году она возвращается с 19м выпуском. Но в отличие от прошлых нескольких разов, когда мы говорили о рестлерах или о командах — Бадди Роджерсе, Джимми Снуке, Изгоях Нового Века, Шейхе, — сегодня мы поговорим о терминологии. Точнее, об области рестлинга, которая имеет очень трудно-переводимый, но очень хороший противоречивый термин.

Worked Shoot.

Разобьем на две части.

Первая будет короткая. Work — это любая рабочая ситуация в рестлинге. Все, что рестлеры делают по сценарию, любое слово, любое движение, любой бой, любой исход боя — это work. Логично: это их работа, правда?

А что такое Shoot? Этим словом называется ситуация, когда во время шоу неожиданно происходят непредвиденные вещи. Shoot — это незапланировано. Это спонтанно. Это настоящее.

В современном про-рестлинге shoot’ы (для простоты и удобства буду их называть «шуты» — с ударением на 1 слог) случаются крайне редко. Сама идея «шута» противоречит идее рестлинга как постановочному искусству. Представьте, что во время исполнения своих песен музыканты вдруг начнут заниматься чем-то другим? Или во время театрального спектакля актеры предпочтут свои дела? Рестлеры, которые совершали «шуты» во время шоу, тем более на ТВ, увольняются или жестоко штрафуются, ибо в будущем таким исполнителям нет доверия. Ну и соответственно мало какой промоутер в будущем захочет связаться с таким рестлером. Так что сами рестлеры в «шутах» также не заинтересованы.

Естественно бывают и «шуты», происходящие не по вине рестлеров. Например, брошенный на ринг предмет. Или вмешивающийся в бой фанат. Классический пример такого «шута» — это фанат, попытавшийся вмешаться в бой с лестницами между Эдди Герреро и Робо ван Дамом.

    27 мая 2002 года. Недавно вернувшийся в активный ростер Эдди с ходу отобрал у Роба ван Дама Интерконтинентальное чемпионство и у них начинается фьюд. В середине боя пьяный фанат толкает лестницу с Эдди. Роб ван Дам и Герреро на ходу импровизируют. В эфир это не попадает, отлично сработали редакторы (привет Курту Энглу и его блэйду на Genesis).

Еще одной разновидностью «шутов» является ситуация, когда рестлеры перестают понимать друг друга. Взаимодействие прекращается, и начинается хаос. Порой это происходит по причине того, что один рестлер решает что-то доказать другому или остальным.

    Всем известный пример — Стивен Регал, переставший селлить приемы в бое против Голдберга. Удивительный случай, Регал в результате того события только приобрел число фанатов. А на его востребованности это нисколько не сказалось.

Еще одной достаточно популярной вариацией «шута» является интервью или речь. Здесь очень тонкая грань с заголовком сегодняшнего выпуска. Настоящие «шут» интервью обычно выпускаются отдельными дисками, а берутся и даются они за пределами арен. Рестлеры выходят из образов, общаются на свободные темы. На ринге такое случается предельно редко. Такие интервью можно сосчитать по пальцам одной руки… Такие интервью я навскидку помню только из WCW. Штайнер в 2000 о Флэре и Руссо в 2000 о Хогане. Известнейшие промо. А знаете, почему это так редко? Потому что если вдруг оно начнется, то или отключат микрофон, или вообще просто не включат в запись. Ну вы в курсе, ага.

Ну и самые популярные «шуты» — это, конечно же, всем известные ботчи. Их не замазать, от них никуда не деться. Знаменитое «Ю Факд Ап» взялось именно как реакция на ботчи. Нажмите в боковой колонке на колонку ботчаманий и сможете поглядеть некоторые интересности на нашем сайте — с объяснением, что к чему.

    Кстати оффтопом. Хотите знать самого известного «шутера»? Самого несговорчивого, упрямого, самовольного рестлера? Это Дин Маленко. У него даже прозвище было «шутер».

Примеры:
— Станислав Збышко и Дик Шикат соответственно в 1925 и 1936 гг. выигрывают Чемпионские титулы притом, что по сценарию они должны были их проиграть.
Инцидент в Мэдисон Сквер Гарден (Клика).
— Монреальская Подстава. Кстати там двойной слой «шута». Все знали, какие у Брета и Шона были отношения в жизни, поэтому многие считают, что во время боя Харт провел несколько приемов в полную силу, еще даже не задумываясь о том, чем и как все кончится.

  • В 1985 году Маска Тигра и Акира Маеда принялись лупить друг друга по-настоящему. Бой был остановлен.
  • В 1987 году Лекс Люгер был весьма заносчивым молодым человеком. Он считал себя звездой, причем звездой непобедимой. Во время боя против Лекса Брузер Броди неожиданно перестал селлить приемы и вобще угрожающе на него посматривать. Люгер испугался и быстренько схлопотал дисквалификацию. Испугался он и самого Броди, и того, что у того в тейпах были спрятаны лезвия, которые тот обычно использовал для блэйдов.
  • В 1995 году Дастин Раннелз, во время боя в WCW провел несанкционированный правилами блэйд. В результате этого он, его противник и букер того матча — все были уволены.
  • На турнире Brawl for All, который проводился WWF по правилам реальных боев, должен был победить Стив Уильямс, специально пришедший под этот пуш в Федерацию. Кто бы знал, что никому не интересный и списанный Барт Ганн, в 1 раунде вынесший известного любителя «ударить в полную силу» Боба Холли, нокаутирует Стива в 3м раунде? Да так, что нанесет ему серьезное повреждение. Кстати, в 3м раунде Барт вырубил еще одного крепкого парня — Чарльза Райта (Крестный отец или же Папа Шанго), а в финале так вобще известное быдло Джона Лэйфилда?
  • Уже упомянутые выше промо Флэра о Бишоффе (не упомянутое), Штайнера о Флэре и Руссо о Хогане. Правда в 1м случае еще не все чисто. А вот в остальных случаях все было как следует.
  • В том же 2004 участник tough Enough Дэниел Пьюдер запер Курта Энгла в абсолютно реальный «keylock» на ринге, при этом чуть не сломав Энглу руку. Курт смог перекатить Пьюдера на спину, после чего рефери отсчитал удержание и ситуация была спасена. Пьюдера оттащили, но Энгл несколько часов не мог шевелить рукой. Самое забавное, что Дэниел практически за счет этого шоу смог выиграть Конкурс.
  • В 2005 году на One Night Stand произошло сразу несколько шутов. Сначала Роб ван Дам в интервью позволил себе несколько слов разочарования относительно того, как развивают его персонаж. А вслед за ним Пол Хейман прочитал весьма эмоциональное промо, в котором помимо воли букеров (хотя тут опять же спорно) сказал две вещи, которые не должен был говорить. Во-первых, сказал, что тогдашний чемпион WWE Джон Брэдшоу Лэйфилд таковым был лишь потому, что «…Игроку лень работать по вторникам» (раскрывая кейфейб и намекая на то, что в тот день записывались шоу синего бренда), а вслед за тем обвинил Эджа в том, что тот завел интрижку с Литой, по причине чего был уволен Мэтт Харди. Причем Мэтт на тот момент был уволен, и упоминание его имени однозначно не входило в сценарий. Ну а в конце шоу во время всеобщей драки сначала Джон Лэйфилд получил нереально сильный удар стулом по голове от Стиви Ричардса, за что потом ударил в полную силу Блю Мини.
  • В 2006 году Хувентуд Геррера во время боя против Кид Кэша использовал несколько рискованных приемов, которые не были прописаны сценария. В частности, Сплэш-450. И Хувентуд, и Сплэш-450 после этого исчезли из WWE. 450 пару лет назад вернули, а вот Хуви — нет.

    Ну и излишне, наверное, говорить, что ЛЮБАЯ травма, полученная на шоу, — это «шут».


    Для чего я все это так подробно…

    Итак, в один прекрасный день креативщики вдруг решили, что маловато в рестлинге проходит «shoot’ов»! Надо бы подогреть толпу! Поиграть на эмоциях аудитории. Вызвать дополнительную реакцию. Поначалу это использовалось исключительно в плане того, чтобы вдруг сделать неожиданно острый ход.

    Кен Шэмрок называет Гробовщика «Марк» (его настоящее имя). Стефани МакМэн обращается к Тесту «Эндрю» или Томми Дример называет брата Рэя «Бубба» — именем, Рэя из ECW. Такие случаи я даже не хочу рассматривать. Это мелочи.

    Не-мелочи — это когда рестлер читает якобы искреннее промо или совершает якобы искренние действия, но так или иначе становится понятно, что за всеми этими поступками находится сценарий. Если в примере к «шуту» я приводил ситуацию, в которой актер перестает вдруг играть по сценарию и начинает нести отсебятину, то здесь — представьте, что актер действительно все это делает, но в концовке все участники спектакля кланяются и все понимают, что так и было задумано.

    В искусстве есть понятие «четвертая стена». Представьте себе театральную сцену: три стены — это боковые кулисы, а также «задник» — фон. Четвертая «невидимая» стена отделяет актеров от зрителей. Это понятие означает связь актеров и зрителей — в смысле невидимой, но непреодолимой преграды.

    Написание сценариев в стиле worked-shoot призвано эту преграду разрушить. Причем разрушить сознательно. Впустить зрителя на сцену, но четко дать понять, что «все пойдет так, как мы захотим».

      Если среди вас есть любители КВНа, вы можете помнить (а можете и нет) СТЭМ команды ЧП в 2002 году, когда фронтмены команды — Дима и Женя — отыгрывали аукцион. И вдруг после очередного упрека со стороны Димы Женя вдруг едва ли не расплакался, жалуясь на то, что его ни во что не ставят. Мол, «меня никто не любит и не уважает… типа опять этот смешной заика из ЧП… а давайте мне зубы выбьем ради смеха…» Он плакал и жаловался, и вдруг его сомкомандник объявил «Этот и другие театральные этюды в сборнике Станиславского «Не верю». Оба раскланялись и продолжили номер.

    Посмотрите ролик, потратьте 5 минут времени. Вы наглядно поймете, что такое «worked-shoot», наглядно поймете, почему я негативно отношусь к таким вещам.

    Когда я вижу очередную попытку Винса Руссо провести в жизнь «worked shoot», я всегда вспоминаю тот номер. Потому что WS нельзя выставлять в качестве серьезного сюжета.

    Почему?

    Прежде всего потому что это плохой вкус. Да, на WS покупались множество телезрителей, потому что им ведь так хочется видеть искренность на лицах рестлеров. Да, WS приносили деньги (ECW One Night Stand 2006 тому пример). Но взять искреннюю вещь и попытаться на ней сделать деньги — это дерьмо. Искренность, человеческие эмоции, настоящесть — это то, за что мы любим рестлинг. Это то, над чем НЕЛЬЗЯ смеяться или потешаться. Это лицемерие.

      Помните такого фаната, классического толстяка-фрика, который плакал в камеру во время встречи с Корнеттом и несколькими другими легендами, повторяя «it’s still real to me, dammit? Когда этот фанат перестанет вас забавлять, а заставит задуматься, можете считать, что вы переросли уровень младофанатизма и немножечко приблизились к пониманию рестлинга.

    А еще — можете смеяться, но это плохая карма.

    А карма не прощает.

    Кевин Салливан начал требовать, чтобы ради сюжетов его жена Нэнси везде появлялась с Крисом Бенуа. Дабы прибавить реализма. Куда вскоре отправилась Нэнси, все помним.

    Все знают, что у Скотта Холла были проблемы с алкоголем. Когда в WCW в конце 90х ему стали выстраивать вокруг этого гиммик, карма сказала свое слово. Холл шатался и блевал у ринга, а через пару лет федерация закрылась. Чего добился Холл, это ну как бы…

    Эдж устроил «секс» на ринге с Литой, а спустя год с небольшим раз за разом получил две тяжелейшие травмы, выводившие его из строя на почти полгода.

    Винс МакМэн устроил сцену с собственной смертью посредством взрыва лимузина, а через шесть дней случилась трагедия Бенуа.

    Курт Энгл втянул в свои сюжетные разборки в TNA свою жену, а совсем скоро с ней развелся.

    Коучмэн и МакМэн на одном из RAW говорят про Кеннеди, что у того какая-то дурацкая походка (с явным намеком на «мощную» походку Винса), и Кен через совсем короткое время получает травму, а потом еще. И еще. А потом его увольняют.

    Прямой связи нет. Можно вообще сказать, что это притянуто за уши. Пусть. Но примеров, если поискать, можно найти море.

    Вчера мы с вами наблюдали, как в очередной раз на одной «сцене» сошлись бывшие супруги Карен Джарретт и Курт Энгл. При этом парочку моментов из всего этого противостояния нам уже подали как «искренние» слова. И я вам скажу, что это все просто дерьмо. Не сам фьюд, не противостояние с участием трех человек, и даже не выдавание этого всего за «всамделишное». А попытка в некоторые моменты заставить нас думать, что якобы рестлеры нарушают сценарий, отдаваясь своим эмоциям.

    Мухи и котлеты должны быть отдельно. Рестлинг должен быть рестлингом, а не продуктом умов отдельных личностей, которые сохраняют свои работы против логики. «Шуты» — это «шуты». Их удел — отдельные сегменты, неудачные «дубли» и прочие эпизоды. Когда начинается попытка «шут» превратить в «ворк».. А затем все это дело снова выливается в «шут», все это очень на самом деле некрасиво.

    Ибо нет ничего страшнее, когда сценарий, претендующий на «реальность», вдруг неожиданно становится этой самой реальностью.


    Ох как-то все это получилось путано и закручено, но, надеюсь, основную идею я до вас донес. К следующему выпуску приготовим что-нибудь попроще. До встреч.