[Ничего Лишнего] #2: Качества хорошего рестлера

[Ничего Лишнего] #2: Качества хорошего рестлера

Всем Привет Из Рима! С вами Гладиатор (герой и защитник), Глад (редкостный подонок и сквернослов), а также просто автор VSplanet Валерий.

На прошлой неделе мы разбирали, какой рестлер может называться хорошим, каков рецепт успеха, какие качества важны, и что делать, чтобы быть хорошим. В общем, если кто подзабыл, то может прочитать первый выпуск, я же покамест продолжу рассуждения на данную тему. И, как я и обещал, мы будем рассматривать данный вопрос уже немного в другом контексте. С другого, так сказать, ракурса. Но, обо всем по порядку.

Небольшое отступление: некоторые из читателей просят подробно написать о том или ином рестлере. Друзья, обязательно! Это входит в мои планы. Прекрасных рестлеров много, известных и не очень, и я обязательно буду писать о них, и многим буду посвящать отдельные статьи. Сейчас же хотелось бы досказать свои соображения о том, что делает рестлера хорошим и крутым, так сказать, и закрыть эту тему окончательно. Итак, какие же еще качества остались нами не рассмотренными?

  • Для начала это, разумеется, интересность.

Да, друзья, именно так. Рестлер должен быть интересным. Вроде бы это итак очевидно, само собой разумеется и все такое. Но не так все просто. Можно быть даже убедительным, но при этом неинтересным и невостребованным для зрителя. Лучший пример – Уильям (Стивен) Регал.

На мой взгляд, самый недооцененный фанатами рестлер. Великолепная техника, всегда качественные матчи, замечательный отыгрыш своих персонажей. Высшая степень убедительности. И при всех этих плюсах Регал всегда оставался невостребованным для зрителя. Был он на шоу – хорошо, картины он не испортит никогда. Нет его на шоу – ну, ничего страшного. То есть фанаты вполне могли не замечать его отсутствия. А это для рестлера смерти подобно. Почему же так сложилось? Отсюда вытекают еще два весьма немаловажных качества «хорошести» рестлера: а) букинг и б) развитие

  • Букинг.

Да, и вновь здесь нет ошибки или опечатки. Букинг вполне можно и даже нужно отнести к качествам, которые делают рестлера хорошим. Каким бы ты не был качественным рестлером, плохой букинг может свести все твои усилия на нет. Как случилось с тем же Регалом. Он всегда был заплаткой. Куском, которым латают дыры. А если у него и были свои сюжеты и сторилайны, то они были либо второстепенны, либо второсортны. Плохой букинг может также убить все хорошее, что есть в рестлере. Как это случилось с Голдбергом сначала в WCW, затем в WWE (позже мы рассмотрим его отдельной статьей. Уж кто-кто, а Голдберг должен рассматриваться отдельно). Из-за плохого букинга очень долго были никем такие великие рестлеры, как Джерико, Бенуа, Эдди. Плохой букинг поднял из мидкардеров Букера (прям ирония, а не каламбур), Штайнера младшего, Джаррета в мейн ивент, но звездами WCW они стали лишь искусственными, с очень тусклым сиянием.

И наоборот – хороший, правильный букинг способен из незаметных вроде бы, неприметных рестлеров сделать звезд национального, а то и мирового масштаба, которые обеспечат своей компании миллионы. Тут уж примеров вагон, возьми любую звезду.

А самые показательные примеры жертв плохого букинга, которые засверкали позже при правильном букинге, всегда были на виду, и эти истории все знают – Остин, те же Джерико, Бенуа и Герреро и многие другие.
Другое дело, что букинг должен быть оправдан самим рестлером. Какой сюжет тебе не придумай, каким не сделай твоего персонажа, ты должен быть достаточно неглупым и убедительным, чтобы оправдать этот самый букинг. Те, кто с этим справились, уже несколько раз в этой статье упомянуты. А вот, например, Брок Леснар, на мой сугубо субъективный взгляд, провалился.

У него был хороший букинг, его вели быстро и сокрушительно. Зрители и ему прощали недоученность и недочеты в технике. Но вот он сам делал много такого, чего не стоило делать. Он получал травмы, например. Он пытался делать матчи ярче, чем это требовалось для борца его фактуры. Он не понял, видимо, какой у него букинг, и кем он должен являться на ринге. Из него делали второго Голдберга, который сокрушает все на своем пути. Но он старался быть похожим на других. Он был действительно уникальным в своем роде, штучный товар, как все тот же пресловутый Голдберг. Справедливости ради нужно отметить, что Брок старался на совесть. Но перестарался. В итоге он недосказан везде.

  • Развитие.K/li>

Вот уж что чрезвычайно важно! Когда я в прошлой статье прошелся по Хогану, многим это не понравился. Нет, разумеется постоянство – вещь хорошая. Но опять-таки, лишь до тех пор, пока это не идет вразрез с реальностью. У Хогана, как говорят, образ супергероя. Но, простите пожалуйста, супергерои не стареют и не умирают. А Хоган, хоть это и рестлинг, но все же уже лет 15 назад был стар и, к сожалению, всегда был смертен. А его персонаж все такой же, каким был 30 лет назад. Он до сих пор пытается впарить всем свой заезженный герозим, который сам уже не может даже отыграть. Единственное, что было интересно в связи с ним – это его присоединение к NWO. Этим он показал, что и он человек, и у него могут быть другие планы, кроме как радовать детишек, что и у него есть своя темная сторона. И, на мой взгляд, это был лучший Хоган с момента его ухода из WWF.

Кстати, не стоит путать персонаж с образом (гиммик). Это очень даже разные вещи. Персонаж – это Кактус Джек, Дюд Лав, Мэнкайнд, Распорядитель боев WWF в исполнении Мика Фоли. То есть один человек играл 4 разных людей. У персонажа всегда другое имя, может даже возраст, пол, национальность, раса и вероисповедание. Образ же – часть персонажа, его характер, имидж, кредо, поведение. Гиммик, одним словом. У одного персонажа может быть много разных образов. Хоган всю жизнь играл одного персонажа. Но образ у него был то супергероя, кумира детише и образца американского мужика, то хила-Голливуда, который надменен и считает себя царем и богом.

У Стинга было множество гиммиков, от солнечного мальчика до нынешнего джокера. Но персонаж у него всегда был один — Стинг.

Даже будучи блондином с коротким ежиком, он год за годом менялся, развивался, и поэтому был интересен зрителям. Затем он стал черно-белым героем, перестал говорить, стал немным ангелом мести, снова менялся, бывал разным, и стал еще интереснее. А затем… затем он был сам обычным, посредственным рестлером, который просто 10 лет подряд эксплуатировал один и тот же грим, трико и непонятный гиммик. А вот сейчас… вроде тот же дядя, то же имя, слегка другой грим… но насколько же по другому он воспринимается! Он открыл другую свою сторону, дал волю другим чувствам, раскрылся с другой стороны. Вроде и работать лучше не стал, и моложе не стал, но тащит на себе всю федерацию. Браво, что тут скажешь.

Еще пару качеств «крутизны» рестлера. И здесь уже поинтереснее, ибо здесь я уже буду писать, исходя из личного опыта! Нет-нет, не пугайтесь! Под «личным опытом» я имею ввиду не себя, упаси Боже! Я имею в виду ситуацию, в которых побывал, и людей, с кем работал. Итак, для начала это:

  • Умение делать матчи. Еще один аспект, и на первый взгляд весьма скользкий. На мой взгляд, самыми яркими представителями этой когорты являются Шон Майклз, Рик Флер и Крис Джерико.

Шон Майклз… Ну не могу, не могу себя заставить относиться к нему тепло. Ну не люблю я его, и все тут! Но вот когда в воздухе висит примерно такой вопрос – «назовите рестлера, который с кем угодно сделает суперматч» — я сразу вспоминаю Майклза. И с этим никто не станет спорить. Шон из любого кала сделает конфетку. Нет, у него тоже есть плохие матчи. Но, во первых, они есть у всех, а во вторых, у него их меньше, чем у других. В этом он уникален. Вот Брет Харт при его феноменальном таланте, при его непревзойденной технике и других качествах уступает Шону в этом аспекте. Для меня и Брет никогда не был любимым рестлером, но я себя вполне причисляю к тем оголтелым фанатам, которые могут часами с пеной у рта доказывать, что Харт – лучший рестлер всех времен и народов. Но, все же тут он отстает от Майклза. Уникальность HBK в том, что он способен сделать хороший матч с любым – с ЛЮБЫМ рестлером. Брет более талантлив, более техничен, у него арсенал больше. Это его плюс, который ему… мешает, так как вместе с тем он и более зависим. Для хорошего матча ему нужен достойный противник. Нужно, чтобы был крутой матч, чтобы Брет мог показать все, что умеет. А умеет он оооочень много. Половина Брета Харта – это уже не то.

К слову – мой самый любимый матч из всех принадлежит Брету, и Шона там нет!

С посредственным противником этого не покажешь. К данному типу рестлеров также относятся и Джон Сина, и Курт Энгл, и, как ни странно, все тот же Леснар. А Майклз… Если взять количество проводимых приемов, захватов и перехватов, то Майклз не то, чтобы отстает от Харта. Можно сказать, что по сравнению с ним у Шона вообще арсенал нулевой. Сейчас навскидку ничего, кроме Суперкика и не вспомнишь. Вот те на. Чем же он тогда крут? В чем его сильная сторона? Самая сильная сторона Шона Майклза в том, что у него нет сильных сторон. У него и финишер-то – Суперкик. Шон берет качеством, старанием и разнообразием. Шону не нужен крутой противник. Шону не нужен матч «под себя». Шону не нужен мощный и всеубиващий финишер. Ему вообще мало нужно. Дайте ему кого-нибудь, а уж он подстроиться. Он будет делать матч под своего оппонента. Он в каждом матче будет исходить от противника. Он будет все делать «по ситуации». И поэтому он не повторяется, каждый его следующий матч не похож не предыдущий. И поэтому Шон – Великий рестлер. И все это в полной мере относится и к Флеру, и к Джерико.

По опыту работы в НФР могу сказать, что на мой, опять же, сугубо субъективный взгляд, есть рестлеры и такие, и другие. К группе «независимых» рестлеров, которые могут выдать хороший матч независимо от противника, я бы отнес Славу Нескубина, Ивана Маркова, Пресса, ЛаПатку. Ко второй группе, где рестлеры более талантливы по скиллу, но нуждаются в противнике своего уровня, я бы отнес Рэйва, Ивана Громова, Ронни Кримсона. Где-то посередине между ними Антон Дерябин, Илья Малкин, Саня Панков (кого не вспомнил – без обид. Неохота перечислять весь ростер).

  • Подача. Я бы даже сказал «подача со сцены», ибо в данном контексте ринг представляет собой сцену.

Здесь я имею ввиду, что зритель должен ПОНИМАТЬ рестлера. Понимать, кто это и зачем, понимать, чтоʹ рестлер из себя представляет и что хочет сказать. Что, рестлер вообще из себя что-то представляет, а не один из многих, кто вышел на ринг, чтобы минут 5 попадать и поднимать руки. И опять же – Стив Остин. О нет, хватит, давайте лучше… Рок!!!

Я вот лично понимаю Рока-рестлера, который искренне считает себя Величайшим, как в свое время Мохаммед Али. Он не просто хвастается, а искренне так считает. И зритель с ним согласен. Он требует к себе безоговорочного уважения, и получает. Он не старается внушать страха и ужаса. Он не старается доказать ничего. Он просто делает и говорит то, что считает нужным. И его убежденность в собственной правоте убеждает и других. Он экстравагантен, эксцентричен, много говорит, много лицедействует. Когда надо, он может разозлиться и разозлить, когда надо – будет издеваться, когда надо, будет грубить. Он забавный, а иногда смешной. Но чаще он выставляет смешными других. Другими словами – Рок понятен всем. Даже тем, кто видит его впервые. В этом ему помогает, разумеется, немереный актерский талант. Также ярким представителем рестлеров, умеющих себя подавать, является все тот же Брет Харт. Он это делает по-другому. Скорее за счет постоянства. Хватит одного боя с ним, чтобы у вас сформировалось четкое и законченное представление о борце по имени Брет «Хитман» Харт. Бескорыстный, бескомпромиссный, принципиальный. Всегда идет до конца, не прогибается ни перед кем. Наоборот, он подавляет. Искренний, и на ринге для него нет друзей и братьев! Частенько прямолинейный, но в хорошем смысле этого слова, ибо за это его фанаты и любят. Он не пытается выделываться, он делает только то, что умеет. Но то, что умеет, делает великолепно и от души. Отдает себя бою целиком. Его невозможно не запомнить. И он обладает последним качеством, который я хотел бы сегодня рассмотреть:

  • Чувство зала. Несомненно, для про-рестлера это качество стоит в одном ряду с убедительностью.

Рестлинг, как ни крути, все же практически целиком зависит от реакции зрителей. И рестлер, его поведение, да и сам бой ведется, исходя от реакции зала. И чем лучше ты чувствуешь зал, настроение публики, чем лучше ты способен манипулировать настроением толпы, тем ты круче, как рестлер. Здесь, разумеется, нет равных Року, например, или Крису Джерико.

Конкретных дат и матчей не помню, но однозначно помню, что замечал и удивлялся, как у них получается перестраиваться во время матча или даже сегмента. Но знаете, стоп! Сейчас я оставлю в покое великих да крутых, и приведу самый показательный пример на своей памяти. Этот эпизод запомнился мне, так как в нем принимал участие я сам. Нет, в качестве примеру я приведу не себя, а Рэйва.

А суть в том, что был эпизод в конце шоу, когда все хилы и фейсы слились в один сплошной махач, не побоюсь этого слова. И когда всеми правдами и неправдами удалось растащить всех друг от друга, я, как тогдашний Главный Фейс, отсалютировав публике, спокойно собираюсь последним покинуть арену с высоко поднятой головой. Пройдя через канаты, я хотел было спрыгнуть с ринга, и тут с пола поднимается выброшенный с ринга Рэйв, мы встречаемся взглядами, и я вхожу в ступор. С одной стороны, я фейс, и нельзя отступать. Ситуация диктует наброситься на него и отхреначить на радость публике. Но с другой – время вышло, все покидают арену, и любое подобное действие – нарушение сценария, что у нас очень не приветствуется. Пока я пытался думать, Рэйв спокойно проявляет смекалку – с подлой улыбкой изображает отступление и дает мне возможность уйти из зала с гордой походкой. Зрители за это награждают его издевательским улюлюканием, меня – овациями, и все счастливы. А ведь мы тогда занимались рестлингом год, и сами были неопытны, и ситуация не самая обычная. Это сейчас думаешь – ну делов-то, господи… а тогда я растерялся, а Рэйв дал публике то, что было нужно в данный момент. Он чувствовал зал, и выручил меня.

Ну и наконец, раз уж заговорили о нашем рестлинге, то сквозь призму собственного опыта постараюсь объяснить еще, каким должен быть хороший рестлер с точки зрения коллег-рестлеров. Множество раз говорилось о том, что хороший рестлер не тот, что старается круто выглядеть на ринге, а тот, кто наоборот, делает все, чтобы лучше выглядел его оппонент. Я это разбирал даже на примере Хогана и Флера, что вызвало бурную реакцию у моих давних друзей. Так что перейдем к более внутренним показателям.

  • Рестлер, который есмь хороший, должен вызывать доверие.

Имен называть не буду, но встречались такие, с кем я бился на ринге, и только и думал о том, чтобы поскорее все закончилось. Вот не доверяешь человеку, и все. Это, поверьте на слово, настоящая пытка. Ты думаешь не столько о том, чтобы качественно провести прием или круче его проселлить, ты не столько следишь за реакцией зала, сколько следишь за тем, чтобы твой горе-партнер не покалечил тебя. Есть такие, поверьте. Доверие завоевывается с течением времени. Настоящий рестлер, профессионал если не по статусу, то хотя бы по мозгам, всегда в первую очередь заботится о своем оппоненте, который по сути – его партнер. Со мной был эпизод, когда Нескубин (самый безбашенный рестлер из всех, кого я знал) летит на меня через третий канат, и летит на полтора метра в сторону. Такого страха я бы не испытал наверно, даже если бы меня выставили против Майка Тайсона в его лучшие годы. И в тот момент мне было совершенно начхать, что будет со мной. Все мысли были о том, чтобы успеть как-то лечь под него, чтобы он не убился. Тут не повод похвастаться, нет. Это краеугольный камень рестлинга – заботься в первую очередь о партнере, а уж потом думай о себе.
Удобность. Есть такие рестлеры, с которыми всегда удобно работать ВСЕМ. Это, прежде всего, Рэйв, Иван Марков «Локомотив», Антон Дерябин и др… С Рейвом у нас было 6 матчей 1х1, из них половина по 25 минут, и каждый матч мне давался настолько легко и просто, будто я был не на ринге, а перед экраном. Мне вообще повезло в этом плане – дебютный матч против Рэйва, затем целый год фьюд с Локомотивом.

Этот первый год стал самым любимым в моей карьере. Я наслаждался каждой минутой, проведенной на ринге с этими парнями. При том, что они чрезвычайно разные. Рэйв отличается ювелирной работой на ринге, высоким качеством матчей, для него нет ничего важнее, чем самому быть довольным собой и своим боем. А Локомотив… нет, ему не до таких тонкостей, ему важнее реакция зрителей, нежели качество исполненных приемов и спотов. Локомотив – это ураган, тайфун, который не даст скучать ни зрителям, ни противнику. До сих пор помню наш с ним матч с ремнем? Подходит он ко мне за кулисами, а на лице мировая скорбь. На вопрос «в чем дело» он с траурной миной произносит – «ну ты послушай реакцию зала!». А там в это время бились Артур Нурмухаметов и Джуниор, два потрясающих легковеса, и зал стоял на ушах. А мы, стало быть, сразу после них. «И что нам теперь делать, у нас же не такой яркий и быстрый матч?», продолжал жаловаться Ваня. В итоге он уходит, бормоча себе под нос что-то вроде «ща ченить придумаю». Придумал. Первым же ударом врезал мне так, что искры с глаз посыпались, и я ответил ему тем же. В итоге мы работали практически в полную силу, били друг-друга так, что я потом дня два отлеживался с посиневшим телом, но все же мы этим матчем снова были главным событием для зрителей. И поверьте, Локомотив может вытащить не один такой матч. И кстати, дабы у людей не создалось превратное впечатление – Марков отнюдь не шутер и не жесток на ринге. Нет, он жестокий, и очень, но скорее в отношении себя. Если он кого-то и не щадит на ринге, то в первую очередь себя.
Что до Антона Дерябина… ну, холодными зимними вечерами, в пасмурное осеннее утро, или в жаркую летнюю ночь, когда не спится, я включаю наш с ним матч в 2008 в Пушкино, смотрю в сотый и тысячный раз, и мне сразу тепло, прохладно, сухо и прочее, в зависимости от погоды. Этот матч греет мне душу всегда. Каждый раз, когда я впадаю в свою обычную депрессию и начинаю ненавидеть рестлинг, я смотрю этот бой и осознаю, что я все-таки был не нулем на палочке, а очень даже хорошим борцом.

И за это я должен быть благодарен не только себе и судьбе, а в первую очередь Антону за тот матч, хотя позже у нас были не менее яркие матчи. Вот с этими тремя парнями(и не только) я могу делать матчи в любое время дня и ночи, в любом состоянии. Они для меня – образец доверия и надежности, и для меня нет на свете рестлеров круче, чем они. Нет, я не преувеличиваю – они для меня самые лучшие. И когда у меня спрашивают, с кем бы ты хотел биться на ринге, я в первую очередь называю их имена, а уж потом задумываюсь об именах известных.

И кстати, похвастаюсь напоследок: я никогда не называл и не буду называть себя крутым рестлером. Я готов перечислить половину ростера НФР, которая по тому или иному показателю круче меня, а вышеперечисленные ребята просто лучше меня по общему показателю. Но вот прямо в первый год, когда я стал выступать, я заметил одну вещь – все хотели сделать матч со мной. Мне предлагали матч ВСЕ. Знаете, я этим дико горд. Считаю, что я тогда просто завоевал ужение своих коллег, которых всегда считал и считаю лучше себя, и это, друзья, мое главное достижение.

Так, наверно пора закругляться. Наш эфир подходит к концу. Спасибо за внимание, так сказать. Это все, что я хотел сказать, точнее – это были все мои соображения на то, какой рестлер должен считаться хорошим или крутым. Надеюсь, они вам понравились. Опять-таки – на истину высшей инстанции я не претендую, это всего лишь мои взгляды. Просто, уж позвольте, они могут быть чуть более обоснованы тем фактом, что я тоже рестлер (ну, или почти рестлер, или попытка быть рестлером – кому как угодно). Я не призываю никого считать мою писанину хрестоматией и заучивать наизусть. Я всегда буду рад критике и буду рад услышать ваши соображения на сей счет. И при всем при этом прошу относиться к моим словам вдумчиво. Думаю, каждый найдет в них не только то, что можно критиковать, но также и то, что можно обдумать.

До встречи, друзья. В следующий раз мы, скорее всего, поговорим уже о каком-то конкретном рестлере, как многие и просят. И тут уж я начну заниматься провокацией всерьез. Так что готовьтесь, ибо, если кому-то что-то не понравится – ЗВОНИ!