История TNA начинается с заката World Championship Wrestling. В марте 2001 года новый руководитель Turner исключил все программы WCW из сеток вещания TNT и TBS. Это стало причиной, что переговоры президента WCW Эрика Бишоффа и Fusient Media Ventures относительно возможного приобретения WCW у AOL Time Warner провалились. Винс МакМэн и WWF быстренько подсуетились и приобрели все права на WCW. Эфир финального эпизода Nitro содержал включения с шоу RAW is WAR, а собственно эпизод начался с того, что Винс МакМэн сообщал зрителям, что он выиграл Понедельничьи Войны посредством покупки конкурента. На заднем фоне были телевизоры, которые одновременно демонстрировали шоу WWF и WCW. Как только н экране, показывавшем Nitro, показался Джефф Джарретт, МакМэн тут же его публично уволил. Тот в свое время уже работал в WWF — в несколько заходов, — и в 1999 году, когда его контракт истек, Джарретт предпочел перейти в WCW. При этом на тот момент Джефф был Интерконтинентальным чемпионом. На его заключительном шоу он должен был проиграть титул Чайне — на это Джарретт согласился только под условие выплаты ему крупной суммы денег. Джарретт частенько любит припоминать, что WWF так до конца с ним и не рассчиталось. Представители же WWF называют действия Джарретта непрофессиональными, обвиняя его в жадности. Инцидент привел к тому, что МакМэн публично унизил его в эфире финального Nitro.
Итак, WCW ушел в небытие, Винс МакМэн полностью монополизировал про-рестлинг. ТВ-сети стали бояться про-рестлинга как огня. Почему Turner Newtork отказывается от WCW Nitro, которое даже в том состоянии, в котором шоу находилось к 2001 году, все равно было одним из самых рейтинговых шоу телесети? Почему бы им не запустить другое рестлилнг-шоу? Сразу после исчезновения WCW появился промоушн XWF, попытавшийся заполнить возникшую пустоту. Но их записи пилотных выпусков шоу не убедили телевизионщиков предложить им хороший контракт, и многие ключевые фигуры оттуда перешли в WWF — например, Джерри Лоулер или Курт Хенниг. Джефф же Джарретт, обеспокоенный своим будущим, принимает твердое решение запустить собственный промоушн национального охвата. Так Джефф и его отец — Джерри Джарретт — промоутер старой закалки — пришли к TNA Wrestling — еженедельному PPV-шоу.
Скотт Хадсон: TNA родилось на развалинах WCW. Когда WCW скончался, многие поучаствовали в сюжете Вторжения, который никого ни к чему не привел. Джерри Джарретт был одним из потенциальных покупателей WCW, когда тот уже дышал на ладан. Когда у него не сложилось приобрести промоушн, он перестроился, посоветовался с инвесторами, и принял решение основать новую компанию. Я тесно общался с многими работниками WCW, особенно Джеффом Джарреттом и Винсом Руссо. Джефф жил в Нэшвилле, где у меня было много друзей, потому что я регулярно участвовал в тамошних инди-шоу Берта Прентиса, которого знал еще со времен WCW. А Винс жил в паре километров от моего дома в Атланте. И когда они начали что-то затевать, мы пообщались с Винсом, и он сказал мне, что идея была в том, что Джарретты запускают новую компанию. Это было еще до того, как появилось что-то серьезное. Но я был в курсе проекта с самого начала.
Билл Беренс: Идея была очень простой — с выходом WCW из игры осталась непристроенная ТВ-аудитория порядка 4-6 миллионов зрителей, которую рестлинг потерял. В прямом смысле слова. Они не стали смотреть WWE, они не стали смотреть что-то другое. Поэтому мы предположили, что если дадим им те лица, которые они хотят видеть, сделаем хороший востребованный продукт, то они будут покупать еженедельные 2-часовые PPV — восемь часов еженедельных PPV по цене трех часов PPV от WWEраз в месяц. Правда, то, что казалось хорошим на бумаге, в жизни не сработало.
Джонни Фэйрплэй: Когда я пришел в TNA, я сразу понял, что система еженедельных PPV не сработает. Но мне говорили, что руководство ищет возможность выхода на телевидение, так что оставалось надеяться на лучшее.
Кэссиди Райли: Идея еженедельных PPV мне казалась хорошей. Она была новой, никто такого ранее не пробовал. Любой новый рестлинг-продукт — это хорошая идея. После смерти WCW не осталось никакой конкуренции, и казалось, что настают времена застоя. Так что эта идея должна была сработать — если бы у нас получилось хорошо о себе заявить.
Скотт Хадсон: Помню, как мы говорили с Винсом Руссо об еженедельных PPV. Идея была такова, что зритель платил 40 долларов в месяц и получал 8 часов качественного шоу (по 2 в неделю). У WWF за такие же деньги зритель мог купить 3 часа шоу уровня PPV. Мы обсуждали ситуацию, что провайдеры PPV не позволят продавать рестлинг так дешево, а также потому, что получалось много шоу. Дело не только в рестлинге, было вообще много всяких дешевых PPV, поэтому за эту идею никто не брался. Именно такие вопросы мы, в основном, обсуждали, а не то, кого пушить или кого сделать чемпионом.
Дэвид Янг: Когда все началось, я не думал, что компания преуспеет. Когда все начиналось, я думал, что мы протянем 3-4 недели, а потом все кончится.
Скотт Хадсон: Я считал идею еженедельных PPV отличной. И она позволила добиться успеха. Правда, я думаю, что успех пришел за счет качества продукта, а не за счет этой самой идеи. Многие считали, что такой концепт не позволит им выйти на новый уровень — причем по той причине, что качество шоу будет плохим. Но качество шоу оказалось вполне хорошим. Доход был крайне небольшим, но многие посчитали его достаточным, чтобы продолжать следовать этой концепции и не искать возможности выхода на еженедельное ТВ (пусть и синдикатное) и ежемесячные PPV. В первые годы уже было упущено много возможностей для заработка — за счет того, что число покупок еженедельных PPV казалось нормальным и окупающим затраты.
Руди Чарльз: Как я понял, в один прекрасный летний день 2001 года Боб Райдер, Джереми Бораш, Джефф Джарретт и, возможно, Рон Харрис отправились на рыбалку. Не думаю, что WWF предложил бы Джеффу новый контракт, так что они обсуждали возможность создания сколько-нибудь конкурирующей организации. Они обговорили несколько идей и я не знаю, что именно натолкнуло их на концепцию еженедельных PPV. Они тогда могли наслаждаться отдыхом, поскольку их контракты все еще оплачивались МакМэном, который, выкупив активы WCW, просто не задействовал их на своих шоу. Они искали возможности реализовать себя, делать хоть что-нибудь. И идея еженедельных PPV привлекла тем, что ранее ее никто не использовал. Частично она базировалась на политике старого промоушна из Мемфиса — что главное шоу проходит в понедельник в этом городе. На неделе можно гастролировать по штату, но в понедельник все фанаты с территории собирались в Мемфисе. И учитывая, что не все могли дотуда добираться, идея была в том, чтобы сделать один день посвященным рестлингу — и в том, чтобы приучить людей покупать рестлинг каждую среду — в тот день не было никакого другого рестлинга.
Естественно, главной проблемой перед первым шоу было собрать звездный кард, чтобы продать PPV. Велись переговоры об участии с Последним Воином, Скоттом Штайнером, Стингом, Рэнди Сэвиджем, Миком Фоли — но все они не завершились ничем. Зато удалось подписать Кена Шэмрока, Скотта Холла, Брайана «Кристофера» Лоулера, Баффа Багвелла и многих других. Философия новой компании была не в том, чтобы ориентироваться полностью на экс-звезд WWF/WCW, но и открывать аудитории новых талантов. Джефф и Джерри отсмотрели много инди-шоу в поисках новых лиц.
Скотт Хадсон: Помню, мы с Джимом Корнеттом работали комментаторами на шоу Берта Прентиса, в Fairgrounds, и это было шоу «Last Battle of Nashville» или что-то в этом роде. В мэйн-ивенте бились Крис Харрис и Джеймс Шторм. Мы выстраивали их фьюд на местном ТВ и на хаус-шоу в течение недель. И в день шоу Берт сказал мне, что на шоу будут ребята из TNA. Они планировали посмотреть рестлеров, а также обсудить кое-какие вопросы. Помню, мы душевно поговорили с Джарреттами за обедом. Они спрашивали, за кем стоит приглядеть, и я сказал, что в целом все ребята молодцы, но мэйн-ивентеры — Харрис и Шторм — это что-то невероятное. Они согласно кивнули — насколько я понял, все, с кем они беседовали, выделяли именно Криса и Джеймса. В общем, я пошел в рарздевалку и сказал рестлерам, что у них сегодня большая возможность засветиться, и надо максимально выложиться именно сегодня. Крис и Джеймс показали себя с наилучшей стороны. Тот матч просто сносил башню. И было вдвойне приятно комментировать его, учитывая, что я знал этих ребят лично. Да, видеть, что в итоге произошло с Крисом, — это большое разочарование. Если честно, из них двоих я думал, что именно он станет большей звездой — чисто из-за внешности. Шторм был лучшим исполнителем, но вы же понимаете, это далеко не всегда является главным.
Билл Беренс: Было несколько матчей на двух шоу Берта Прентиса, которые отметил Джерри Джарретт. Но особенно он выделил два: бой Харриса и Шторма, а также бой Дэвида Янга и Эй.Джей. Стайлза. И именно эти двое стали первыми рестлерами TNA — ну если не считать Джеффа Джарретта. Дэвид и Эй.Джей. показали бой, который они не раз демонстрировали в NWA Wildside. По сути, они повторили его для Джерри. И практически сразу после этого мы отправились в тур по Австралии — Эй.Джей., Скотт Штайнер, я, и еще куча всякого народа. И именно в том туре Стайлз подписал соглашение. В то время я был вице-президентом NWA, так что Джерри спросил меня, нет ли интереса у Альянса как-то поддержать TNA? Я ответил, что почему бы и нет, это было интересной идеей! Мы проработали проект сотрудничества на один год с возможностью продления на 4-5 лет.
Кэссиди Райли: Я несколько лет выступал у Берта Прентиса в Нэшвилле. Когда WCW закрылся, ну или Винс его купил, пошли слухи, что Джефф планирует какой-то мощный проект. Шоу Прентиса проходили каждую неделю в Fairgrounds, так что к нам частенько захаживали скауты Джарреттов — например, Эд Феррара. Когда Джерри первый раз увидел мой бой, он не был особо впечатлен, но на второй неделе он увидел командный бой — я выступал с Чейсом Стивенсом, и тогда он сказал, что мы ему понравились, и у него для нас есть некое предложение. Вот так я попал в TNA.
Лэрри Збышко: Когда родился TNA, я не имел представления, выживет ли проект или нет. Но я был счастлив, что кто-то что-то начал делать, потому что конец 90х был отличным временем для рестлинга и для WCW, и я очень надеялся, что будет какой-нибудь новый рестлинг-проект. И это было не только возможностью для меня, но и для молодежи. И для фанатов, которые получили альтернативу продукту МакМэна. Мне лично он никогда не нравился и меня угнетало, что такой альтернативы не было. Так что я искренне надеялся, что новый проект такую альтернативу предоставит на долгий срок.
Билл Беренс: Было много ошибок с точки зрения бизнеса и финансов. Вскоре стало ясно, что мы не сможем продавать билеты. Нам приходилось пускать бесплатно сотни зрителей. Стало понятно, что финансовые проблемы будут очень серьезными.
Несмотря ни на что, 19 июня 2002 года TNA провел первое шоу в Хантсвилле (Алабама). В мэйн-ивенте был гаунтлет на 20 человек, победитель которого получал вакантное Чемпионство Мира ТWA в тяжелом весе. В этом бое приняли участие такие звезды как Джефф Джарретт, Кен Шэмрок, Скотт Холл, Малис (экс-Стена из WCW), Бафф Багвелл и другие. Кен Шэмрок победил и стал новым Мировым Чемпионом NWA. Вообще тогда чемпионом был Дэн Северн, и он даже был готов выйти на ринг, но Кен заупрямился, потому что у них были проблемы еще со времен участия в боях ММА. Так что Кен отказался с ним драться. В шоу также принял участие звезда кантри-музыки Тоби Кит. Он помог Скотту Холлу удалить из боя Джеффа Джарретта.
Дэвид Янг: Это стало самым значимым событием в моей жизни. Я никогда не выступал перед такой большой аудиторией, я никогда не выступал на PPV, так что это было очень здорово.
Руди Чарльз: Моя роль была крайне маленькой — я был запасным судьей. Зато я мог спокойно наблюдать за процессом — в шоу участвовали и те, кого я уже знал по совместной работе, и те, кого я не знал. Там были звезды, которых ранее я мог наблюдать лишь по ТВ! Думаю, шоу получилось весьма неплохим. Кстати наверняка вы знаете, с какой проблемой они столкнулись прямо перед шоу — крупный рестлер Чикс сломал ринг, и была большая нервотрепка перед началом. Сегмент с участием легенд должен был быть после 1го матча, но пришлось поставить его в самое начало. Очень занятно смотреть шоу на DVD, памятуя, что пока чествуют легенд, ребята изо всех сил пытаются успеть починить ринг.
Билл Беренс: Это было очень хорошее шоу, мы записали два эпизода в Хантсвилле, все было очень здорово. Не было никаких серьезных проблем, и даже поломка ринга не испортила ситуации — теперь мы вспоминаем об этом с улыбкой.
Дэвид Янг: Я сломал ринг.. Это ужасно. Это был наш матч с Аполло.
Билл Беренс: Все случилось из-за того, что в кард добавили этого большого парня, Чикса. Но в результате все хорошо посмеялись. Вообще это было нетипичным для того шоу. Все было весьма неплохо сорганизовано и единственная трудность была с запуском людей в зал. Вообще на шоу случилось несколько непредусмотренных даже дял нас с Датчем Мантелом (Билл и Датч — букеры шоу — прим.пер.) вещей. Например, мы не ожидали появления Тоби Кита, и уж тем более его участия в споте с суплексом. При этом он постоянно спрашивал «когда уже, когда уже»? А мы ему постоянно говорили, что вообще не представляем, кто и что его просил сделать! Мы запрашивали информацию у режиссеров, и они тоже не знали! Так что были небольшие коммуникационные проблемы, но это случалось достаточно часто за то время, пока я работал в TNA. Каждую неделю у нас готовились сюрпризы, о которых никто не знал заранее.
Кэссиди Райли: Вобще я участвовал в записях второго шоу. Мне понравилось. Многие сравнивают шоу с WCW, и это действительно было похоже на WCW, но без пафоса и озлобленности. Все понимали, что от их работы зависит, выживет ли проект или нет. Так что все выкладывались по полной — и ветераны, и молодежь вроде America’s Most Wanted, Стайлза или меня — не только за компанию, но и за свое будущее.
Первые несколько шоу TNA были непонятными. Изначально букером был Джерри Джарретт, но он много спорил с Джеффом и Винсом Руссо, что привело к некоторым непоняткам. Джерри хотел акцентировать внимание на действии на ринге, а Джефф под влиянием Руссо хотел больше элементов «Крэш-ТВ». Но несмотря на эти споры, стало ясно, что Эй.Джей. Стайлз — это будущее компании. В TNA был создан Х-Дивизион для хай-флайеров. Майк Тинэй описал его легендарной фразой — «Речь не о весовых границах. Речь об отсутствии границ». Пройдет время, и весовые рамки все же появятся, затем снова исчезнут. Идею, кстати, Предложил Джерри Джарретт, а название — Джереми Бораш. И Стайлз стал первым Чемпионом Х-Дивизиона, а также он выиграл Командное чемпионство Мира NWA на третьем шоу вместе с Джерри Линном. Их команда строилась на взаимном уважении, которое Стайлз постепенно предал, став хилом. После потери командных титулов Стайлз проиграл Чемпионство Х-Дивизиона Лоу-Ки — у них была серия матчей до 2х побед в августе.
Были и сюжеты, которые ушли в никуда. Например, женщины, которые выходили к рингу и давали деньги Джереми Борашу и Эду Ферраре.
Главным сюжетным руководителем был Президент NWA Джим Миллер, но при всем уважении, на ТВ-шоу он смотрелся ужасно. На третьем шоу он был натурально опозорен. Он получил травму, был похищен и показан в эфире связанным без рубашки. На его толстой спине было написано FU Miller. Когда его вывели из сюжетов, Феррара пошутил, что Джим нашел буфет. У Эда был сюжет с Франсин, в котором он был ей одержим, и как-то, подойдя к ней после матча, услышал, что та была не против орального секса. А когда Феррара поднял руки, позволив снять с себя ремень, Франсин отхлестала его.
Была еще команда команда Джонсонов, которые были ни кем иным как пенисами. Они носили костюмы телесного цвета и во время их боев комментаторы вовсю на эту тему шутили. Самое идиотское было в том, что эту тему в сценариях никак не развивали. Они были просто рестлерами в костюмах телесного цвета. Пройдет несколько лет, и в WWE появится команда со схожим гиммиком — Дики, которые поливали друг друга маслом, а комментаторы кричали «Это же Дики!»
Был еще непонятный «Кубок Даппов», в котором участники зарабатывали очки, делая идиотские вещи — например, если ударить Джереми Бораша или кассиршу. Одним из первых претендентов на Кубок был Эда Феррара. И условием было, что если он победит, то ему придется спать с одной из Даппов.
Также в TNA одно время существовал дивизион карликов, среди которых был рестлер под именем Кукла, называвший себя убийцей карликов. Вы можете помнить отвратительный сегмент, когда Кукла мастурбировал в прямом эфире.
Кэссиди Райли: Если честно, я совершенно не понимал сюжета с Джонсонами. Это было дерьмо. Но были и забавные штуки — мне очень нравились Даппы!
Билл Беренс: Думаю, мы просто перестарались, пытаясь привлечь внимание. Мы хотели, чтобы о нас говорили, и для этого делали странные вещи. Помню, одной из первых вещей, которые я делал на шоу, — было сломя голову лететь к рингу, чтобы не позволить Жасмин Сент-Клер оголить грудь. Потом у нас были танцовщицы в клетках, у нас была Лоллипоп, разгуливавшая топлесс. Карлики в мусорном ведре были наименьшим из зол. Это просто всем так хорошо запомнилось.
Руди Чарльз: Не думаю, что мне особо нравилось наблюдать за мастурбирующим карликом..
Билл Беренс: Вобще намного забавнее тот факт, что в том промо Кукла должен был сказать что-то про летний ветер или что-то в этом роде, там должен был быть каламбур с клизмой. Черт возьми, он старался.. Мы работали вместе в Австралии, и я прекрасно помню, что когда мы работали над промо, у нас не было никаких проблем. Но в тот раз все пошло просто ужасно, он не понимал смысла реплики, мы объясняли ему про клизму. Ничего не получалось, ничего не работало, мы барахтались и выживали. Очень многие сидели на наркотиках, многие пили по-черному. Была серьезная дезорганизация. Была двойственная ситуация — мы должны были сделать эффект серьезной компании, притом, что наш уровень не превышал среднестатистического инди.
Кэссиди Райли: Были очень забавные моменты, были ужасные моменты. Порой мы пробовали что-то просто чтобы поглядеть, выйдет из этого что-нибудь или нет. Вместе с очень хорошими вещами мы делали и очень много откровенного дерьма.
Дэвид Янг: Было много, что мне не нравилось. Я ненавидел Джонсонов и все такое. Но большей частью я понимал идеи Джерри. Он следовал старому Мемфисскому стилю. Другое дело, что времена поменялись, и не все работало!
Руди Чарльз: Было сделано очень много всякого в надежде, что оно получится, но оно не получалось. Были хорошие моменты, были плохие моменты. Думаю, так бывает на каждом шоу. Они пробовали разные вещи, чтобы выжить и заявить о себе! Я считаю, что ранние матчи Х-Дивизиона — это было нечто невероятное. Те, кто раньше видел Стайлза и Дэниелса, представляли себе их уровень, но большинство зрителей даже не представляли, кто это. Они немного успели засветиться ранее в WCW, но именно TNA стал для таких рестлеров возможностью по-настоящему заявить о себе.