Завтра, 27 июля исполнилось бы 56 лет замечательному рестлеру, атлету во втором поколении Мэтту Осборну. Для большинства из вас он более знаком как первый исполнитель образа злого клоуна Доинка. Притом, что в этой роли он пробыл не больше года, а карьера Мэтта продлилась почти четыре десятка лет..
Карьера рестлера была преисполнена проблем и противоречий. Как и его жизнь.
Предлагаю вспомнить, а для многих и познакомиться с карьерой и жизнью Мэтта Осборна — при помощи замечательного историка и лучшего обозревателя про-рестлинга Дэйва Мельтцера, а также одного из лучших обозревателей Майка Джонсона из PWInsider.com (за основу текста взяты материал из Wrestling Observer Newsletter от 31 июня 2013 года и статья с PWInsider.com от 28 июня).
Мэтт Осборн родился в семье известного исполнителя и промоутера Энтони Осборна, Выступавшего под именем Тони Борн. Отец Мэтта был звездой северо-западных территорий (а ранее — в Техасе). Некоторое время Борн числился претендентом на Мировое чемпионство NWA в полутяжелом и тяжелом весе. До карьеры в про-рестлинге Энтони занимался борьбой на студенческом уровне. Именно Осборн старший стал одним из первых весьма успешных хилов-малышей в истории современного про-рестлинга: куда бы он ни отправлялся, он оказывался в мэйн-ивенте. В его активе также поездки в Мексику, где он провел абсолютно потрясающий по уровню зрительского интереса фьюд с Голубым Демоном (старшим, конечно же).
Мэтт родился в Милуоки, но не в Висконсине, а в пригороде Портленда в штате Орегон. Вся его жизнь была пропитана рестлингом. Когда он учился в старшей школе, Мэтт много времени проводил с Рональдом Мэйном, напарником, а позже противником его отца. Рональд стал для него как старший брат. Мэйн, выступавший под именем «Лонни Мэйн», работал в образе One Man Gang (с него был содран гиммик WWF конца 90х), был мощным хилом-одиночкой, которого Осборн старший обратил в настоящую машину для убийств. Позже Мэйн поменял образ, став «Лунным псом» Мэйном. Многие, кстати, считают Мэйна главной звездой в истории северо-запада. Когда Мэйн решил, что с него хватит агрессии и злобы Осборна, у них случился один из самых «горячих» фьюдов в Орегоне. Их матчи собирали огромные аудитории, включая несколько аншлагов в 12.000-ном Memorial Coliseum.
В школе он был борцом, в то же время он изучил много разных забавных шуток и фокусов (в том числе и из области про-рестлинга), общаясь с англичанином Джонни Иглзом и Рикки Хантером Тем не менее, долгое время Мэтт не желал становиться рестлингом. Однако, от судьбы не уйдешь. В середине 60х его отец завершил карьеру, став весьма успешным торговцем недвижимостью. Именно Энтони Осборн продал Дону Оуэнсу заброшенный боулинг-клуб, из которого Оуэнс позже сделал Portland Sports Arena на 3 тысячи зрителей — арену, которая пережила огромное количество аншлагов.
Насколько территория Оуэнса была популярна? Первые семь рядов на арене были распроданы, как бы сейчас назвали, владельцам абонементов. На годы вперед. Попасть в число счастливчиков можно было, только если один из обладателей сезонных билетов умирал и передавал свой билет по наследству.
Очевидным плюсом также было то, что Оуэнс не платил ренту за аренду здания, а полноценно владел им. По этой причине он мог устанавливать свои правила. Интересный факт, что у Оуэнса мэйн-ивенты проходили по правилам 2/3. Причем между «раундами» были перерывы, во время которых рестлеры уходили в раздевалки, а зрители пополняли кассу промоушна, отправляясь к продавцам поп-корна, хот-догов и пива. Каждую субботу Оуэнс записывал шоу своего промоушна для ТВ. Шоу шло в прямом эфире, а затем еще и в записи после вечерних новостей, получая потрясающие рейтинги. Звезды Оуэнса позиционировались как работящие парни, не как поп-звезды. Это придавало промоушну близости к зрителю, что результировалось в такую огромную популярность.
Занятно, что сам Оуэнс, который получил промоушн в наследство от отца (начавшего проведение шоу в Портленде еще в 20е годы), был крайне пессимистичен в отношении будущего про-рестлинга. Он был честным, трудолюбивым, обстоятельным и очень уважаемым промоутером, выступать у которого многие звезды считали за честь. Как это сочеталось с его пессимистическим взглядом на будущее индустри — загадка. И тем не менее, факт остается фактом: Дон Оуэнс проводил одно-два шоу в неделю. И долгое время каждое шоу пользовалось просто бешеным успехом.
В такой атмосфере рос Мэтт Осборн.
Как я уже написал, интерес к про-рестлингу у Мэтта пропал, когда он был в старшей школе. Он выиграл Чемпионство штата среди школьников (весовая категория 177 фунтов) по борьбе, а к рестлингу относился поверхностно, понимая его изнанку и видя, что это все «не по-настоящему». При этом он был весьма популярен в штате — судите сами, перспективный борец, еще и сын звездного про-рестлера.
После школы Мэтт поступил в университет Portland State University, начав также работать на своего отца. В колледже он познакомился с Джесси Вентурой, который убедил его все же заняться рестлингом. Аргументы были налицо: он был популярен, у него были отличные гены, он был отличным борцом. Раз за разом Джесси звал его сначала на шоу, а затем и в гости, чтобы продолжить тусоваться в компании других рестлеров, что подталкивало его к про-рестлингу самого. И в один момент оно произошло.
Никто не удивился, когда у Осборна «получилось». Он просто вышел на ринг и все пошло само собой. Он был природным рестлером, рестлинг был в его сердце. Сам Осборн позже говорил, что посетил всего пару-тройку тренировок у Оуэна, который рискнул разрекламировать его дебют и сразу двинуть в мэйн-ивент. Матч Мэтта и Энтони Осборнов против Рэйса Бэннона и Курта фон Штайгера состоялся 6 декабря 1978 года на Portland Sports Arena. Это был его дебютный матч.
Первое время Мэтт работал в открывающих матчах, но при этом был в статусе уважаемого и оберегаемого новичка. Со временем он продвигался вверх по карду, зарабатывая опыт и статус мэйн-ивентера. При этом популярность Мэтта только росла. И уже очень скоро он получил предложение выступить во внешних промоушнах. Первым таким выездом стал тур в Mid Atlantic Championship Джима Крокетта. Там он объединился с Баззом Сойером, став весьма успешной командой фэйсов-мидкардеров. Команда с Баззом получилась очень неплохой, что привело к тому, что они продолжили совместные выступления и в других территориях — в том числе и в Орегоне.
Сойер был родом из Санкт-Петербурга (Флорида). У него был тоже хороший опыт выступления в борьбе. В весовой категории до 191.5 фунтов он дошел до полуфинала Чемпионата страны, уступив там Мичиганскому пареньку по имени Дэн Северн. Свое сценическое имя «Базз» (часть от Buzzsaw — «цепная пила») он получил потому, что в начале карьеры буквально разрывал своих противников.
Оба были мощными и агрессивными, но далеко не такими крупными парнями. Получаемый опыт укреплял их навыки, умения и статусы. Но именно знакомство с Сойером привело Осборна в мир стероидов и наркотических веществ — Базз всегда пытался стать больше, крупнее, мускулистее. Недостаток в плане агрессивной внешности и способности внушить страх и трепет Мэтт и Базз компенсировали агрессивным поведением. Сойер и Осборн ввязывались в потасовки, вели себя вызывающе. Учитывая их борцовский опыт и неуемную агрессию, они намного чаще одерживали верх. А за счет этого за ними закреплялась репутация мощных парней.
2 июня 1980 года на шоу в Гринвилле (Южная Каролина) они одолели Джимми Снуку и Железного Шейха в финале турнира за Командное чемпионство Mid Atlantic Wrestling. Титулы они проиграли несколько месяцев спустя — Пастухам Люку и Бутчу. После этого их дорожки разошлись: Сойера ждали быстрый взлет к мэйн-ивенту и столь же быстрое падение.
Мэтт всегда высоко оценивал Сойера. Тот, отправившись в сольное плавание, получил прозвище «Безумный пес» и провел высокостатусный фьюд с молодым фэйсом Томми Ричем. Но наркотики безнадежно испортили его карьеру, а безудержный образ жизни — его здоровье. К 30 годам он при росте в 170 сантиметров он весил под 150 килограмм. В возрасте 32 лет он умер от передозировки кокаина.
Несмотря на то, что вместе они проводили много времени, Мэтт и Базз далеко не всегда ладили. У них бывали и споры, и потасовки. После одного такого конфликта Мэтт сказал, что Сойер был в «другой лиге» — и как боец, и как про-рестлер.
Борн же после распада команды вернулся в Портленд. Там его, казалось бы, ждал ожидаемый и простой статус фэйса, который вернулся домой. Но обстоятельства сложились совершено иначе. Причем в сюжет вмешались реальные, жизненные обстоятельства.
Топовым хилом территории в то время был Плэйбой Бадди Роуз. Он прибыл в Портленд в 1976 году и быстро достиг статуса топ-звезды. Его фьюд с совершившим фэйс-терн Родди Пайпером был безумно популярен. И вот в один момент Роуз всех шокировал. Он появился перед зрителями на ТВ-шоу и объявил, что с его прежним образом жизни покончено. Он женится. Он и раньше был женат, но во-первых, это не было раскрученным фактом, а во-вторых, на этот раз он женится на дочери Энтони Осборна — Тони Рэй Борн. На сестре Мэтта. Это было бомбой. Самый злостный и ненавистный хил территории брал в жены красотку — дочь местной легенды. Энтони, несмотря на то, что завершил карьеру десяток лет назад, периодически возвращался на ТВ-шоу, так что все были в курсе, кто это, и популярность Осборна была на уровне. Фанаты были в недоумении. Мэтт это не комментировал. Лишь один раз он сказал что-то типа, что если Роуз хоть как-то проявит неуважение к Тони, он его убьет.
Брак продлился недолго. Немногие «смарки» тех лет полагали, что это было сделано лишь с сюжетными целями. В реальности все было наоборот.
Через какое-то время после свадьбы Роуз и Тони Рэй повздорили и Бадди решил распустить руки. Тони Рэй добралась до телефона и позвонила не то Мэтту, не то отцу. В любом случае Мэтт, живший неподалеку, моментально примчался в дом сестры, вышиб дверь и набросился на Роуза. Тот, понимая, что Осборн существенно крупнее, мощнее и агрессивнее, предпочел убежать. Тем не менее, Осборн догнал его, сбил с ног и как следует побил. Полиция не стала предъявлять Осборну претензий, а вот Роуз провел ночь за решеткой.
Инцидент попал в газеты. Через день Оуэн вызвал Роуза и Осборна в свой кабинет, где провел с ними долгий разговор. Роуз не хотел находиться рядом с Мэттом, тем не менее, Оуэн объяснил им, что история стала публичной. И все фанаты знают об их потасовке. А это значит, что их фьюд стал просто неотвратимым. В результате волею судеб Мэтт Осборн попал во фьюд с топовым мега-хилом. Они провели яростный фьюд с большим количеством самых разных матчей. Благодаря этому Осборн и сам поднялся до статуса топового рестлера, а также получил свой единственный титул, выигранный в Портленде (пусть даже титул был проигран лишь день спустя). Матчи Роуза и Осборна были жесткими. В одном из них — матче с цепью — Мэтт ударил Роуза в полную силу. Мнения сторон относительно того, сознательно это было сделано или нет, разошлись: Мэтт заверял, что это было случайностью, Роуз отвечал, что это было сделано нарочно.
Противостояние Роуза и Осборна повторилось несколько лет спустя, когда уже Мэтт стал хилом, а Роуз был фэйсом. И в этот раз фьюд был еще более популярным, поскольку фанаты знали, что эти двое искренне ненавидят друг друга.
Друзья Осборна вспоминали, что их неприязнь продлилась до конца жизни Бадди, скончавшегося в 2009 году. Осборн подозревал, что именно Роузу, который обладал достаточно среьезным влиянием на букинг Дона Оуэна, он обязан тем, что так ни разу и не попал в чемпионские фьюды — что было странно, учитывая его популярность, его статус местной звезды, его отличный уровень рестлинга и преданность любимому делу. Однако, скорее всего, дело было в другом. Сам Оуэн не очень стремился к тому, чтобы сделать ставку на Осборна, учитывая характер.
Мэтт получил прозвище «Маньяк», выступая в образе мощного и злобного, порой психически нестабильного хила. Увы, данный образ, во многом, был основан на природном характере Мэтта — его импульсивность и нестабильность регулярно мешали ему получить хороший долгосрочный контракт, работать за приличные деньги в сильной компании; если же это происходило, то Мэтт частенько сам портил отношения с работодателями, что приводило к прекращению его сюжетов и пушей.
Одним словом, Осборн работал в различных территориях, в конечном счете добравшись и до Mid-South Wrestling Билла Уоттса. Пожалуй, самый «большой» свой матч в пре-Доинковую эпоху Осборн провел 27 октября 1982 года на записях ТВ-шоу Билла Уоттса. Сюжет, окружавший тот матч, стал одним из самых популярных в регионе. В сюжете были задействованы четыре крупнейших звезды юго-востока: командные чемпионы Мусорный пес и «Мистер Олимпия» Джерри Стаббс, а также бывший шафер Пса Тед Дибиаси, предавший JYD ради выигрыша Чемпионства Северной Америки, и Джим Дагган — силовик, работавший на Теда. Кульминацией фьюда стал матч по правилам «Проигравший покидает город», что тогда имело большое значение. Рядом с залом проходила крупная ярмарка, поэтому во время шоу, мэйн-ивентом которого был этот матч, публику развлекал человек, одетый в костюм гориллы. Он играл с детворой, показывал фокусы, раздавал воздушные шарики. Дагган на шоу не появился, о чем несколько раз повторяли комментаторы, прежде всего, сам Билл Уоттс. Он говорил, что устал от переменчивого настроения Уоттса, рассказал, что тот, скорее всего, днем раньше напился и попал за решетку. Именно Осборн стал заменой для Джима. Его хорошо представили — как восходящую молодую звезду, сына популярного и известного Энтони Осборна (который был известен в территории по фьюду с отцом Теда — Майком).
Во время шоу «Горилла» поддерживал фэйсов, заводил кричалки и «разогревал» аудиторию.
Но когда дело дошло до мэйн-ивента, «Горилла» ударил по затылку Пса, после чего Осборн удержал его. После этого «Горилла» снял маску и оказалось, что это был Джим Дагган! Пес, который был едва ли не самой крупной звездой территории, был вынужден ее покинуть. Он вернулся через некоторое время под маской «Стэггера Ли», но под своим именемон не выступал несколько месяцев.
Дибиаси, Дагган и Осборн объединились в группировку Ratpack, что обыгрывало название известнейшей труппы комедиантов своего времени. Дибиаси и Осборн пробыли чемпионами четыре с половиной месяца, добившись статуса одной из лучших команд США. Выступления у Уоттса и успех могли продлиться намного дольше, однако снова вмешались жизненные обстоятельства. Все дело в том, что работа с Дагганом также вылилась в неприязнь совершенно невероятного накала. И эта их неприязнь продлилась на протяжении добрых трех декад!
Все началось в 1982 году. Дагган вспоминал, что Осборн был очень конфликтным человеком. И перед шоу в Батон-Руж (Луизиана) вся тусовка проводила время в баре. Осборн вспылил и начал бить свою подружку. Дагган вступился, оттащил девушку и отвез ее домой на своей машине. На следующий день Осборн накричал на Джима, который был намного крупнее его, обвинив Даггана во всех смертных грехах. По словам Даггана, Мэтт спровоцировал драку, но Дагган, который помимо превосходства в габаритах (на 10 см. выше, на 10-15 кг тяжелее), был еще и намного более хорошим борцом (Чемпионство штата Нью Йорк в тяжелом весе), легко его переборол, бросил на пол и начал бить ногами.
Драку остановило появление Эрни Лэдда. Лэдд, сценарист, а в прошлом весьма неплохой футболист да и просто огромный парень (за 2 метра ростом, под 150 кг весом), обладал непререкаемым авторитетом. Дагган вернулся в свою раздевалку, но Осборн никак не хотел угомониться. Драка возобновилась, на этот раз в присутствии лишь Теда Дибиаси, который предпочел не вмешиваться. Дагган говорит, что как следует тогда отделал Осборна.
Другой инцидент произошел в баре. Рестлеры частенько ввязывались в потасовки — а Уоттс лишь поощрял такое поведение, что, по его мнению, поддерживало статус рестлеров как крутых парней. Но после одной потасовки на Уоттса и Осборна подали в суд. К ситуации, когда драка привела к иску, Уоттс отнесся без особого энтузиазма и отчислил Осборна из промоушна. В результате Дибиаси и Осборн проиграли титулы Тигру Конвэю младшему и Мистеру Рестлинг II, а в интервью Дагган и Дибиаси объявили, что изгнали из группировки слабое звено.
От Уоттса Осборн переехал в Georgia Championship Wrestling, где начал работу с великолепным Арном Андерсоном. Незадолго до дебюта Мэтта промоушн покинули Афа и Сика — тогдашние командные чемпионы. На лето 1983 года был назначен турнир за титулы, в котором Арн и Мэтт победили, став Национальными командными чемпионами. Дуэт отлично дополнял друг друга и рестлеры быстро добились статуса топ-звезд. Однако проблемы Осборна с законом столь же быстро привели к прекращению пуша и отбытия Осборна из Джорджии: Осборн был аретсован за сексуальные домогательства (агрессивного характера) по отношению к дочери женщины, с которой он вынужденно делил номер в одном из туров.
Занятно, что этот инцидент породил ситуацию, которая привела к появлению мегазвезд на небосклоне рестлинга: Оле начал искать новый дуэт, который заполнил бы вакансию хильской команды. Он отправился в Миннесоту, где встретился с Эдди Шарки, легендарным тренером множества отличных рестлеров. Шарки привел его на тренировку, где Андерсон познакомился с Майклом Хегстрандом и Джо Лауринайтисом, которые недавно начали свои карьеры в про-рестлинге, и уже успели разочароваться в нем по причине безденежья. Оле пообещал, что сделает их звездами с хорошим заработком. Но для этого им нужно будет прибыть в Атланту к следующей субботе. Те согласились. И в ту самую субботу в рестлинг-мире появились Дорожные Воины.
Борн снова вернулся в Орегон. Но Оуэн отказался пушить его. Шесть месяцев Осборн провел в мидкарде, после чего все же добился хорошего статуса. Дело шло к Чемпионским фьюдом, но все испортил очередной инцидент. Осборн в раздевалке побил Рипа Оливера, главного хила промоушна, после чего о пуше можно было позабыть.
Тем не менее, Осборн привлек внимание функционеров World Wrestling Federation, который находился в разгаре национальной экспансии. Мэтта пригласили в WWF буквально накануне первой WrestleMania, а одним из первых его матчей стал поединок против восходящей канадской звездочки по имени Брет Харт. Потрясающая школа и высокий класс рестлинга Осборна сыграли в его пользу и он был заявлен в кард первой в истории «Экстраваганзы», где в пятиминутном матче проиграл еще одному недавнему дебютанту WWF Рикки Стимбоату. Стоит ли говорить, что качественно этот матч был лучшим на шоу? Промаявшись несколько месяцев в WWF, сочетая выступления в WWF с поездками в Японию (NJPW), Осборн покинул WWF, продолжив свои инди-путешествия.
Кстати, стоит отметить, как Осборна воспринимали в Японии. Дик Мердок рассказывал, что такие апологеты шут-стиля как Акира Маеда и Нобухико Такада отзывались об Осборне как о невероятно сильном и мощном рестлере. Порой они в полу-шутку жаловались своему тренеру Карлу Готчу, что какой-то американец надрал им зад! Осборн не был самым мощным парнем, но его отдача и самоотверженность, с которыми он относился к рестлингу, приводили к тому, что он был одним из самых правдоподобных рестлеров своей эпохи.
Он отметился едва ли не в каждой из загибавшихся под атаками Винса Макмэна территорий рестлинга. Причем не только в США. Так он был Чемпионом в среднем весе в Южной Африке (у промоутера Сэма Коэна), где фьюдил с Дэнни Воугсом и Гамой Сингхом.
Большой пуш он получил в World Class Championship Wrestling, где вместе со старым знакомым Баззом Сойером стал Командным чемпионом, а также где он выиграл Чемпионство Техаса в тяжелом весе. В Техасе с ним пересекся молодой и перспективный рестлер Мик Фоли. По его отзывам, выходя на первый матч против Осборна, Мик крайне нервничал. Ему объяснили, что Мэтт — крайне своеобразный и требовательный исполнитель. И что он не пойдет на контакт, на партнерские отношения во время боя, если не будет уверен, что его противник любит рестлинг так же, как и он сам. Фоли вспоминал, что матч против Осборна был одним из самых запоминающихся в его карьере. И что когда Мэтт начал полноценно селлить атаки зеленого новичка Фоли, тот понял, что Осборн признал в нем если не равного, то хотя бы уважаемого противника.
После того шоу, кстати, Фоли с Осборном немного поговорили. И Мэтт рассказал о своем подходе к своему персонажу, к рестлингу в принципе. Его отношение к тому, как нужно быть плохим парнем, существенно отличалось от того подхода, что был востребован в «высших лигах». Там Рик Флэр был слаб, падал и летал по рингу, прибегая к запрещенным приемам, чтобы украсть победу. Там хилы доминировали над фэйсами числом, но не умением. Там подлые приемчики были для хилов единственным способом одолеть противника. Подход Осборна был другим.
Там же он приложил руку к раскрутке Дастина Раннелса.
Он выступал в Каролинах у Джорджа Скотта, который пытался запустить новую территорию. Он был соседом по комнате Кена Шэмрока, с которым они путешествовали по стране, и даже с которым они встречались с женщинами, которые были лучшими подругами.
В конце 80х годов территория Дона Оуэна резко пришла в упадок. Это было неизбежно, и промоушн, столь удаленный от других, а соответственно, дополнительно зависевший от своих звезд (в условиях дороговизны приглашения звезд с другого побережья!), был обречен. Фанаты могли наблюдать по ТВ шоу WWF и WCW, где был и рестлинг, и намного более популярные звезды. Кроме того, свою руку к забвению Орегона в рестлинг-плане приложил новый глава спортивной комиссии Брюс Андерсон, наложивший вето на блэйды. Учитывая, что весь северо-восточный стиль строился на жестоком броулинге с обилием крови, это было равносильно смертному приговору. Некоторое время Дон платил штрафы, но так долго продолжаться не могло.
В одном из ТВ_шоу Осборн пригласил Андерсона посетить шоу, обещая ему кровь. Андерсон появился, увидел кровь (блэйд совершил сам Осборн), а затем лишил Оуэна лицензии промоутера, также бессрочно отстранив Осборна. Оуэн смог вернуться к промоутированию через несколько дней, но Осборн покинул Орегон навсегда.
Территории умирали одна за другой. Борн несколько лет ездил в Японию, однако на этом много добиться нельзя. И в начале 90х годов Осборн оказался в World Championship Wrestling, куда его по доброй памяти, из благодарности пригласил Дасти Роудс. Несмотря на свой олдскульный характер, несмотря на почти 20-летнюю карьеру, несмотря на статус звезды во втором поколении, Осборн согласился исполнять «переборный» гиммик. В том плане, что образ был пусть и отражал профессию, но был нелеп до невозможности. Он стал Большим Джошем — деревенщиной с северо-запада; полудиким обитателем тайги. Фанатом, который занялся рестлингом. Была даже идея, что на крупных шоу его к рингу сопровождали настоящие медведи.
Именно фотография этого образа присутствует на профильном фото Мэтта на VSplanet.net
Осборн с юмором вспоминал те времена: особую улыбку у него вызывали совещания рестлеров и руководства, на которые все приходили в обычной рестлинг-одежде и борцовках. Осборн же приходил в мощном комбинезоне и полноценных говнодавах на ногах.
Осборн имел некий успех — он выиграл Командное чемпионство США с Роном Симмонсом, Чемпионство WCW среди трио с З-Мэном и Дастином Роудсом, однако серьезного пуша он не получал, оставаясь лоукардовым фэйсом. Промоушн за тот год потерял 6 миллионов долларов, контракт продлен не был. И Осборн, промаявшись год, покинул компанию, а через несколько месяцев, в конце 1992 года Осборн вернулся в WWF.
Впереди маячил 1993й, эра начала Monday Night RAW. Винс Макмэн и его сценаристы готовили множество новых персонажей, создавая, как им казалось, фундамент для мультяшной гиммиковой эры, которая, как опять же им казалось, должна была вернуть WWF успех. Впрочем, старые фанаты вовсю отворачивались от WWF, поскольку промоушн все больше и больше превращался в цирк. Увлечение Винса Макмэна гиммиками, основанными на профессиях (полицейский, уголовник, сантехник, гонщик итд итп), вело в никуда, однако сам Макмэн этого не понимал. Промоушн превращался в цирк.
А у каждого цирка должен быть свой клоун.
В один прекрасный день Осборну позвонили от Макмэна и предложили образ клоуна. Осборн поначалу не хотел соглашаться, однако, находясь во второй половине 4го десятка, было бы глупо отказываться от хорошего контракта. Поэтому Осборн согласился, казалось бы, переступить через свои привычки и принципы. Ему прислали набор имен, из которых он отобрал пять. Так родился Доинк — фигляр в зеленом парика, с красно-бело-синей раскраской лица, в красочном трико и пиджаке. Клоун начал появляться на шоу WWF, делая небольшие фокусы.
Вообще идея клоуна была у Макмэна давно. И когда дело дошло до выбора, на кого же надеть дурацкий костюм и кому раскрасить лицо, выбор пал на хорошего броулера и очень неплохо оснащенного с технической стороны рестлера Мэтта Осборна! Дэйв Мельтцер пишет, что до сих пор не может понять, почему это случилось, учитывая, что на контракте у Макмэна была уйма рестлеров, да и подписать нового сложностей не было. Но более остальных был шокирован Осборн.
В самом начале Макмэн честно признался, что не очень верил в то, что Доинк будет успешен. Он готов был к провалу. Но фанатизм и любовь к рестлингу Осборна позволили сделать персонажа значимым — прежде всего для него самого! Рефери Джеймс Бирд, знакомый с Осборном по выступлениям в Техасе, говорил, что, когда увидел Доинка в первый раз, закатил глаза и подумал, что опять Макмэн придумал какую-то чушь. Но очень скоро он поменял свое мнение, увидев, как к персонажу отнесся Осборн.
Один из возможных ответов, почему именно Осборну предложили костюм Доинка, состоит, по мнению Дэйва, в том, что в свои молодые годы Осборн был знаком с Лонни Мэйном. Тот, несмотря на то, что скончался в очень молодом возрасте, успел поработать у Макмэна. И он отличался тем, что много и охотно шутил — что в раздевалке, что в обычной жизни. И Винс давно вынашивал идею перенести тот образ Мэйна на ринг. Мэтт рассказал, что был знаком с Лонни, что многому у них научился. Это, возможно, и сыграло свою роль. Кстати, Осборн вообще называл Лонни вдохновителем для персонажа Клоуна Доинка.
Надо сказать, что идея клоунов в рестлинге была не нова. Однако впервые клоун мог оказаться на таком уровне популярности.
Одним из первых клоунов в рестлинге был «Супер Мунеко» (Супер-кукла), выступавший в 80е в CMLL. Кстати, благодаря Доинку Мунеко удалось «оживить» свою карьеру в середине 90х. Более того, он выступает и до сих пор.
Поначалу Доинка отправили в Мемфис, в дружескую подготовительную территорию. Там прошло «бета-тестирование» гиммика, после чего было дано «добро» на дебют и на шоу WWF.
Со временем оказалось, что клоун-то злой. Его шутки стали злобными и жестокими. Его розыгрыши далеко не всегда оказывались смешными. На одном из шоу он врезал Брайану «Крашу» Адамсу протезом руки..
Уже на WrestleMania IX он получил свой матч. Там он победил Краша после того, как на ринге появился второй клоун (исполненный Стивом Кейрном). Да, twin magic была известна задолго до Белл. Винс Макмэн, видя безумный успех (относительно его места в карде, конечно же), которым пользовался клоун, задумал устроить команду клоунов. И дуэт Осборн и Кейрна начал появляться на шоу — причем как на одном, так и на разных! Макмэн использовал старую мексиканскую штуку и начал использовать под одной маской и одним гиммиком разных рестлеров — благо отсутствие интернета и инсайдерских сайтов позволяло ему это проделывать безнаказанно. Иногда в клоуна переодевался Стив Ломбарди (а.к.а. Бруклинский броулер, Эйб Шварц и миллиард других имен и гиммиков). Мэтт яро противился данной идее, считая, что увеличение числа однотипных персонажей приведет к стиранию гиммика, к обнулению интереса к нему. Он опасался, что популярность персонажа надо развивать иначе, — качественно, но не количественно.
Весь 1993 год у Осборна выдался занятым. На Summerslam он провел матч против Брета Харта, который за прошедшие 8 с небольшим лет добился огромного прогресса и как рестлер, и как звезда WWF). На том шоу Осборн отпустил шутку в стиле популярных баскетбольных трюкачей Гарлем Глобтроттерс. Он вышел с двумя ведрами, посочувствовал «травмированному» Лоулеру, после чего «выплеснул» в сторону зрителей содержимое одного ведра. Но вместо воды там оказались конфетти. После этого он сделал то же самое в сторону брата своего противника — Брюса. И на этот раз там оказалась настоящая вода. Тот совершенно не ожидал подобного развития событий.
Осборн также провел серию матчей против Курта Хеннига, пытаясь квалифицироваться в турнир «Король Ринга».
Увы, уже через несколько дней после Summerslam персонаж Доинка начал фэйс-терн, бросив пирог в лицо Джерри Лоулера.
Несмотря на свой хильский статус, Осборн все равно вызывал интерес зрителей. И руководство WWF решило совершить, казалось бы, логичный шаг — сделать его фэйс-терн. Мэтт предполагал, что этот терн приведет к быстрому увяданию гиммика, пошел на обострение конфликта с начальством. Учитывая, что у Осборна накопилось множество проблем с законом, Винс Макмэн предпочел уволить его, а под маску Доинка поставить другого рестлера — Рэя Аполло. Официально передача гиммика началась на съемках промо для Survivor Series 1993. Осборн к данному образу на шоу WWE вернется лишь однажды — через 15 лет.
Кстати, Осборн оказался прав: образ «положительного» Доинка не прожил и года, тихо скончавшись к 1995му году — с нулем появлений на RAW, а из PPV персонаж появлялся лишь на Royal Rumble — несмотря на то, что число PPV постепенно возрастало.
Мэтт вернулся на инди-сцену. У него были права на использование гиммика как «Большого Джоша», так и «Доинка». Но угадайте, какой гиммик он использовал в своих выступлениях? Он был безумно популярен в данном образе, провыступав порядка года. А летом 1994 года на Осборна не мог не обратить внимания Пол Хейман, предложивший ему выступления в ECW. Борн был приглашен в образе клоуна на турнир по определению Чемпиона Мира NWA, где в первом же матче он был засквошен 911. Фанаты забросали его мусором и оглушили оскорбительными и насмешливыми кричалками, в которых заявляли, что ECW — это не цирк.
Однако сразу после матча на ринге оказался Шейн Даглас, который позже, кстати, выиграл Чемпионство Мира (но об этом в другой раз). Шейн обратился к Осборну, напомнив ему, что он — рестлер в 2м поколении, что он рестлер, в чьем активе почти 20 лет выступлений по всему миру. Даглас взял на себя обязательство преобразить Осборна.. Ему дали новое имя — Borne Again = «Перерожденный». Он снялся в нескольких промо, в которых половина его лица была намазана гримом, но сам он больше походил на себя времен 70х годов — психованный силовик. Мэтт стал «мускулами» Дагласа, работая с ним несколько недель. Однако не все пошло хорошо. Осборн получил приглашение выступить в Европе у Отто Ванца, получил одобрение сделать это от Пола Хеймана, однако, вернувшись, обнаружил, что Хейман потерял к нему интерес (эту версию событий Осборн высказал в интервью PWInsider). И крупнейшее шоу года November to Remember уже запланировано и без его участия.
Находясь на рубеже 40летия, Осборн стал классическим примером инди-рестлера, фактически став одним из основоположников того, что в это понятие вкладывается сегодня. Он поучаствовал в ранних шоу таких популярных инди-промоушнов как Steel City Wrestling, Maryland Championship Wrestling, Cleveland All-Pro Wrestling, Elite Canadian Championship Wrestling — каждый из которых в той или иной мере существует и сегодня! Осборн работал много и по всему континенту. В ECCW он провел свой первый и единственный матч за формальное Чемпионство Мира в тяжелом весе — NWA (которым тогда владел Дэн Северн).
На протяжении двух с половиной десятилетий Осборн был настоящим бродягой. На протяжении месяцев он мог жить в машине, у друзей, у знакомых, у фанатов — где придется. У него не было постоянного адреса — он обитал в Нью Джерси и Питтсбурге (восток), в Техасе (юг), в Орегоне (северо-запад), нигде толком не задерживаясь. Он стал зависим от алкоголя и наркотиков. У него были несколько детей, он был несколько раз женат. Некоторых из детей ему запрещали видеть, — что лишь больше погружало его в компанию алкоголя и наркотиков. Увы, отношения с отцом у него не ладились. На жизнь Осборн зарабатывал как придется, не гнушаясь самой грязной работенкой. Некоторое время он торговал наркотиками. В 1995 году он был арестован за целую россыпь нарушений, связанных с нахождением в общественном месте в состоянии тяжелого наркотического опьянения, агрессивным поведением и всем вытекающим.
При этом Осборн признавался, что он пытался бросить наркотики. Он держал все внутри, скрывая свои проблемы от окружающих, не надеясь, что кто-то сможет ему помочь или хотя бы понять его. Увы, обстоятельства и зависимость были сильнее его.
В начале 2000х годов он приостановил свою карьеру — по причине травм и износа организма. В 2007м году Осборн обратился в WWE с просьбой пройти реабилитационную программу за счет промоушна, на что получил одобрение. Там он много общался с другим экс-рестлером WWF Шоном Уолтманом, который стал для него близким другом и, во многом, вдохновил на возвращение на инди-сцену.
В результате вторая половина 2000х годов стала для Мэтта временем возрождения. Он пытался даже запустить собственную компанию в Нью Джерси, но финансовый кризис, потрясший Америку не позволил ему этого сделать. Тем не менее, несмотря на 50+летний возраст, Осборн много и со вкусом выступал, вернувшись, в частности, и в далекий Портленд, давший ему «путевку в жизнь». Осборн много и с удовольствием работал с молодежью, делился опытом и рассказывал о тех ошибках, которые, к сожалению, совершал сам, и которые могут помешать карьере любого рестлера. Он выступал и под именем Доинка, и под своим настоящим именем. В 2010м году он на некоторое время привнес в образ Доинка элементы клоуна из фильма The Dark Knight, отойдя от классического образа клоуна в сторону Джокера Хита Леджера. В том же 2010м году он примирился с отцом — увы, совсем скоро после этого, 27 августа его отец скончался. В начале 2010х на Осборна планировал сделать мощную ставку промоушн из Арканзаса, получивший неплохое спонсорство и даже локальный ТВ-слот.
Кстати, в том же 2010м году конфликт Осборна с Дагганом вспыхнул на новом уровне. Им был назначен матч на шоу Pro Wrestling Syndicate в Нью Йорке в присутствии доброй сотни зрителей. В одном из моментов, по свидетельству Даггана, Осборн сильно ударил его ногой. По словам Даггана, он лишь в последний момент успел подставить руку, иначе он мог бы получить перелом носа и лишиться нескольких зубов. В руках Даггана оказалась его фирменная дубина, в руках Осборна — стул. Ветераны покричали друг на друга, после чего все затихло. Дагган говорил, что до конца вечера он был предельно осторожен, однако Осборн уехал сразу после матча. Джим опасался, что Мэтт мог ударить его исподтишка, а затем сбежать через заднюю дверь.
Но 28 июня рестлинг понес тяжелую потерю. Подруга Мэтта обнаружила его без сознания в своем доме в техасском городке Плано. Осборна отправили в больницу, где он и скончался, не приходя в сознание.. В день смерти словосочетание «Клоун Доинк» заняло 9е место в поисковиках (прежде всего Google.com). Уход из жизни Осборна был упомянут в ведущих американских СМИ — этого не удостаиваются многие звезды существенно большего уровня, как выступавшие в WWF/WCW, так и не выступавшие там.
Образ клоуна, который был предложен Осборну в начале 90х, изначально был, казалось бы, обречен на провал. Однако природная харизма, талант и фанатичное отношение к рестлингу Мэтта помогли ему перевернуть ситуацию и привлечь огромное внимание зрителей. Судьба Осборна во многом трагична, но во многом и типична для его поколения. Постоянные проблемы с алкоголем, с наркотиками, с законом — все это было тесно переплелось в карьерой рестлера, в которой взлеты чередовались с падениями. Осборн предпочел идти своим путем, не боясь вступать в конфликты с руководством, защищая свою точку зрения, и не боясь потерять работу, если конфликт касался его интересов и принципов. В эпоху «корпоративных» идей, когда к успеху позволяют двигаться лишь тем, кто способен подвинуться перед тем, кем надо, улыбаться тем, кому надо, подставить спину, когда надо, Осборн оказался лишним для профессионального рестлинга. И тем не менее, именно его Доинка помнят и любят очень многие фанаты. Любят именно того Доинка, которым он пробыл порядка года, и которого помимо него сыграли пять человек.
Вклад же Осборна в рестлинг не оценивается числом матчей и выигранных титулов. Множество рестлеров и фанатов, которым удалось пообщаться с Мэттом, научиться у него чему-то, — вот настоящий вклад в рестлинг, которому многие могут только позавидовать.
За несколько дней до смерти Осборн в своем фэйсбуке написал, что преисполнен планов на лето и с позитивом смотрит в будущее. И наверное, именно эта его вера в то, что как бы тяжело ни приходилось, всегда есть надежда на лучшее, его умение в самых тяжелых условиях сохранять позитивный взгляд на жизнь — это должно стать еще большим примером для всех нас. Неважно, какое отношение каждый имеет отношение к рестлингу — если имеет вообще. В любой ситуации сохранять свое лицо, быть собой, что бы ни происходило, уметь видеть свои недостатки и работать над ними, как бы тяжело это ни было — за одно это Мэтт Осборн достоин глубочайшего уважения и низкого поклона.
А рестлинг…
В последнее время многие рестлеры получают от своего руководства совершенно нелепые гиммики. Многие сразу после этого «сдаются», начиная банально отбывать номер.
Мэтт Осборн своим примером доказал, что при уважительном и внимательном отношении к своему делу успех может принести что угодно — неважно, в какой области ты работаешЬ, и неважно, в каком образе тебя хочет видеть руководство: танцором, певцом или клоуном.