[Первая Монреальская Подстава]: Обмануть обманщиков

[Первая Монреальская Подстава]: Обмануть обманщиков

Друзья, сегодня мы публикуем продолжение истории о Первой Монреальской Подставе. По-настоящему первой!

Начало — обзор ранней карьеры и ранних лет жизни главного героя рассказа — олимпийского Чемпиона по греко-римской борьбе Анри Деглана — доступно по этой ссылке.

Напомню, что в 1929 года Чемпионом стал Гус Сонненберг. Начинающая молодая звезда, еще совсем недавно выигравший Чемпионат Национальной Футбольной Лиги в составе Провиденс Стим Роллерз! Он одолел постаревшего, но все еще звездного легендарного Чемпиона Эда Льюиса, который вместе со своим менеджером Билли Сэндоу, был уверен, что когда настанет время Сонненбергу проиграть титул, он вернет «должок».

Однако в конце 1930 года Сонненберг проиграл Чемпионство Эду Дону Джорджу, что повергло Льюиса и Сэндоу в невероятное удивление и непонимание!

И с того момента все началось.

На 7 января 1931 года был назначен бой между экс-Чемпионом Сонненбергом и Дегланом. Это было первое шоу нового года. Гус доказал, что и без Чемпионского титула он является большой заманухой для зрителей. Фанаты забили Олимпийский Аудиториум до отказа. Шоу пришли посмотреть 10.4 тысяч зрителей! В тот дождливый вечер Гус победил Деглана 2-1.

Прошли 2 недели. 21 января Деглан вышел на бой против нового Чемпиона. Он снова проиграл, получив в матче травму плеча. Но шоу снова собрало аншлаг — 10.400 зрителей!

18 февраля Деглан уступил и Эверетту Маршаллу в матче, который бы сейчас назвали матчем за претендентство №1. Эверетт победил Деглана, однако матч за Чемпионство Мира, прошедший 4 марта, он проиграл. Джордж победил 2-0. На том же шоу Деглан уступил Эду Льюису 0-2. Это был еще один матч за Претендентство №1.

13 апреля 1931 года в Лос Анджелесе на Ригли Филд состоялся матч за Чемпионство Мира между Эдом Доном Джорджем и Эдом Льюисом (да-да, сегодня Ригли Филд — это стадион в Чикаго. Но в те годы в Лос-Анджелесе был свой Ригли Филд). Шоу посетили 12 тысяч человек, заплативших почти 30 тысяч долларов! Неслыханные цифры для той эпохи! Но! Черт возьми, промоутеры шоу облажались, ибо лучшие места были пусты.

А перед боем Льюис сказал Джорджу заветные слова: «Этот день настал.» После этого он сказал, что Джордж должен был проиграть чемпионство. Что тот и сделал со счетом 0-2.

Джордж потом вспоминал (цитата из книги Лу Теза Hooker): «У нас должен был быть матч с трем яраундами, я должен был победить. Мы поднялись на ринг, сошлись в центре, рефери дал нам указания, и тут Эд говорит — самым обыденным тоном: «Этот день настал». Я сразу понял, что он имел в виду — что он хочет титул. У меня само собой вырвалось «Нет». Эд улыбнулся и сказал, что «Да». Потом он спросил, что я предпочту: дать фанатам отличный матч, или как? Мы были хорошими друзьями, но при этом оба знали, что если я выберу «по-плохому», то мне его никогда не одолеть. Поэтому я просто пожал плечами и сказал, что пусть будет хороший матч. Мы провели хороший матч, который отличался от запланированного только тем, чью руку судья поднял, когда он закончился.

Красивая история. С ней даже не хочется спорить. Но как свидетельствуют очевидцы матча, перед матчем не было сказано ничего. Более того, перед матчем не было вообще никаких церемоний! Это не было в традиции рестлинга в ЛА в те годы. Поэтому если кто что и говорил, то это было задолго до матча. А раз Джордж мог придумать обстоятельства, он мог придумать и все остальное?

Что сказать, большинство историков полагает, что Льюис банально украл Чемпионство. Все репортеры, разместившие обзоры шоу, были разочарованы. Судя по записи матча, Льюис вел себя намного активнее, чем обычно. Он много двигался и использовал намного более разнообразный арсенал приемов.

Никто не скажет, о чем подумал Пол Боузер, когда узнал об этой ситуации. Негласное правило тех лет состояло в том, что промоутер должен принять ситуацию и начать переговоры с «обманщиком» до того, как титул перейдет в третьи руки. Боузер имел рабочие отношения и с Льюисом, и с Сэндоу на протяжении ряда лет. Ему было важно понять, не связана ли эта вся ситуация с Джеком Кёрли! Пока титул был у Льюиса, ситуация была терпимой. А вот если титул переходил к Кёрли и Джиму Лондосу, то это было бы для него крахом.

И Льюис, и Сэндоу понимали, что без хорошего промоутера ни Чемпион, ни Чемпионство ничего не значат. Чтобы зарабатывать деньги, им нужен был промоутер. Выбор был между старым другом Полом Боузером или старым врагом Джеком Кёрли. Обращение к Кёрли означал практически моментальный проигрыш Лондосу. Выбор был несложным.

28 апреля 1931 года монреальские газеты растрезвонили следующую новость: на 4 мая назначен бой за Чемпионство Мира. Чемпион Эд Льюис и претендент Анри Деглан.

2 мая Льюис и Сэндоу прибыли в Монреаль. Несколько дней шли тяжелые переговоры о том, кто будет судить матч. Как потом оказалось, это было очень важным моментом для всей ситуации. В соответствии с Ле Девуа, Льюис отправил Люсьену Риопелю и его со-промоутеру Луи Летурно телеграмму о том, что он хочет пригласить своего судью — англоязычного судью из США. Для матча в франкоязычном Монреале. На Арене Монт-Роял. Риопель и Летурно тактично ответили, что в Монреале достаточно квалифицированных и беспристрастных судей. Чтобы разрешить конфликт, Монреальская Атлетическая Комиссия (MAC) назначила судить этот матч известного в прошлом рестлера, бывшего Чемпиона в легком весе Юджина Тремблэ (Eugene Tremblay).

Возможно, жалобы Льюиса были просто средством подогреть интерес к матчу. Возможно, это было попыткой распространить свое влияние. Возможно, это было попыткой продемонстрировать частичку своего бывшего могущества. Возможно, Льюис и Сэндоу уже тогда что-то подозревали. Намного большей проблемой, чем выбор рефери, стал сам факт возникновения этой проблемы. Это очень сильно аукнулось для Сэндоу во время матча.

Итак, 4 мая. Монреаль. Монт-Роял Арена. 8 тысяч зрителей. Льюис смирился с тем, что ему нужно просто победить и уехать домой. В глубине души он успокаивал себя тем, что Деглан был меньше его. И в крайнем случае он мог провернуть ту же штуку, что и с Джорджем в Лос Анджелесе парой месяцев ранее: Льюис не был выше, но был тяжелее и массивнее. Не говоря о том, что он был существенно более опытен и закален в психологических и подковерных боях, коими всегда был полон про-рестлинг.

Начался бой. В первом раунде Деглан поразил многих своей стойкой. Он провел весь раунд в очень высоко поднятыми руками. Это делало невозможным зафиксировать хедлок, являвшийся основным орудием в арсенале Льюиса. Кроме того он поразил многих работой ног. Скорость стала неприятным сюрпризом для Льюиса, который был старше и массивнее. Возможно, он был сильнее, но эту силу он никак не мог применить! Деглан был быстр и подвижен. Льюис быстро уставал. По прошествии получаса Анри «включил вторую передачу», подключил захваты рук и на отметке 33-15 он одержал победу в первом раунде после залома руки с последующим броском через плечо (flying mare или, как сказали бы дзюдоисты, ippon seio nage).

10 тысяч франкофонских глоток в едином порыве были сорваны. Вместе с крышей Монт-Роял Арены.

Льюис и Сэндоу начали спорить с Тремблэ, обвиняя его в том, что отсчет был произведен слишком быстро. Сэндоу усердствовал достаточно, чтобы президент MAC Доктор Гастон Демер специально спустился к рингу и присоединился к процессу успокаивания Сэндоу. Эпизод затянулся на несколько минут.

В те времена была традиция перерывов между раундами. Рестлеры уходили в раздевалки, где имели время для отдыха между «фоллами».

И именно там, по версии многих историков рестлинга, случилось важное. Что выяснили чуть позже. Соответственно, и мы обсудим это чуть позже.

Итак, второй раунд. Деглан сразу начал охоту за руками противника. Льюис воспользовался своим преимуществом в силе и опыте и смог сам захватить руку противника. Залом был столь силен, что рука Деглана побелела. Льюис перекатил противника и удержал его. Раунд продлился всего 9 минут и 35 секунд. Но когда Деглан поднялся и направился в свой угол, все отчетливо увидели на руке Анри следы зубов! Тремблэ немедленно осмотрел руку и ошибки быть не могло: на покрасневшей после восстановившегося активного кровоснабжения руке Анри явно были следы от укуса.

Тремблэ потребовал, чтобы к рингу снова спустился Демер. Он объяснил ему и организаторам шоу ситуацию и после недолгого совещания второй раунд присудили Деглану. Дисквалификацией! А вместе с вторым раундом Анри выиграл и матч. И чемпионский титул!

Сэндоу взбесился. Он настолько вышел из себя, что ему было приказано покинуть арену. Под угрозой отзыва его менеджерской лицензии! Лишь после этого Билли в сопровождении трех полицейских покинул арену.

А теперь внимание. По свидетельству некоторых историков, этот укус Деглан мог произвести сам. Или же в роли кусателя мог выступить менеджер Анри Дон Колов! Колов был очень сильным. Фактически он играл роль «Тутса Мондта» для Деглана, выступая в качестве силовика, который должен был напоминать противникам или фанатам, что если те вдруг решат обмануть Анри, то дело иметь придется и с ним! Короче говоря, многие были уверены, что укус, решивший судьбу второго раунда был подстроен! Поначалу его не было видно. Деглан в начале раунда позволил произвести залом укушенной руки, от чего кожа побелела (от недостатка кровоснабжения) и укус по-прежнему не был виден. А как только захват был снят, кровь вернулась к руке, и вот тут следы от укуса стали заметны! Заговор! Конспираси!

Скандал переместился за кулисы. Тысячи монреальцев отмечали победу своего героя, Льюис ругался с рефери, Деглан и Колов отмалчивались. За кулисами также присутствовали Пол Боузер и Лу Даро. Демер поддержал Тремблэ. Льюис заявил, что сделает слепок своего прикуса, чтобы доказать свою невиновность. Но через несколько дней оно забылось. Да и отпечаток с руки никто делать не стал.

Рефери провозгласили Деглана новым Чемпионом. Он вернулся на ринг и отпраздновал данное событие с фанатами.

На следующий день Сэндоу опротестовал решение судьи, обеспечив протест залогом в 5000 долларов за отмену решения. По его мнениню, отсчет в 1м раунде был быстрым, а во 2м Деглан симулировал травму, самостоятельно нанеся ее себе. Комиссия отклонила протест — как и десятки подобных исков. Историк рестлинга Ле Девуа вообще о нем даже не упоминает.

Даже если протест был обоснован, все поведение Сэндоу до и во время боя полностью его скомпрометировало.

Льюис столь часто рассказывал эту историю, повторяя тезисы того злосчастного протеста, что к нему перестали прислушиваться, принимая это за гунденье озлобившегося на всех старика.

Что дает поводы и здесь усмотреть подставу, так это то, что старый измотанный Льюис был малопривлекателен для зрителей на долгосрочной основе. Пол Боузер это понимал. И мог придумать такой план. Возможно, в свою очередь, задумку Боузера понимали и Льюис с Сэндоу. Однако эго Эда было сильнее. Для него было важнее называться Чемпионом — пусть и неофициальным — чем иметь сам титул. Для убер-конспираторов возможна такая идейка: Льюис договорился проиграть титул по «факту», однако для всего мира остаться Чемпионом, которого нечестно лишили титула. Как вам? Обмануть обманщика! Выдать ложь за правду, которую все посчитают ложью! Или правду — за ложь, которую все примут за правду!!

Однако историк рестлинга Стивен Йохе приводит аргументы против этой мудрёной идеи.

Задумайтесь, сколько раз в истории рестлинга Мировой чемпионский титул менял обладателя по дисквалификации? По дисквалификации за укус!? Если такова была задумка, то почему Боузер был уверен, что Тремблэ остановит матч, дисквалифицирует Льюиса и лишит его титула? Нужно иметь очень крепкие… нервы, чтобы отобрать у легендарного Чемпиона титул из-за укуса. Дисквалифицировав его! Для этого нужно было посвятит в план и судью, и распорядителя шоу. И каково будет доверие промоутерам, комиссионерам и судьям после такого момента?

Авторитет и репутация Тремблэ был кристально-чисты. Демер, дважды спускавшийся к рингу, так на него и не поднимался. Он абсолютно доверял Юджину, приняв все его слова за чистую монету.

А ведь история на том не закончилась. Деглан ушел праздновать на ринг, а Льюис пошел искать правды у Боузера. И, как писал Лу Тез, когда он добрался до Пола, выяснилось, что того сопровождают пятеро весьма крепких молодчиков. С капюшонами, скрывавшими лица. С битами. Бейсбольными. Льюис решил не лезть на рожон. Он сказал, что действительно Боузер забрал у него самое ценное, самое важное. Но ему плевать. Эд назвал это услугой, поскольку он планировал направиться в Европу, где титул ему не особо был нужен. Он уже наглядно продемонстрировал Боузеру, что может забрать титул. И в любой момент сможет это повторить.

В те дни промоутеры «подставами» не увлекались. Это было уделом рестлеров, которые таким образом пытались красть друг у друга титулы. Сэндоу и Льюис прекрасно понимали общий расклад сил и сознательно пошли на сдачу первого раунда, поскольку Эд мог силой забрать второй и третий раунды. Даже у французского Чемпиона по борьбе в тяжелом весе! Проиграть первый раунд в чужом городе — это было вполне распространенной практикой. Никто не мог подумать, что второй раунд в принципе можно завершить дисквалификацией!

Йохе отмечает, что сложно принимать слова Льюиса полностью за чистую монету. Судите сами, что звучит лучше: «Эд Льюис, бывший чемпион Мира» или «Чемпион Мира Эд Льюис»?

В общем, действительно, многие остались убежденными, что это все было сюжетом от и до — Льюис провернул очередной грязный финиш, которые он частенько пускал в ход, если надо было проиграть. Все было слишком хорошо обставлено, чтобы оказаться «шутом». Действительно, огромное количество «нескладушек» делает ситуацию уж очень похожей на сценарий, благодаря которому выигрывали все: Льюис оставался «народным Чемпионом», а Деглан выигрывал Чемпионство Мира в городе, ставшим для него родным.

Но точно такие же слова можно сказать и про инцидент 1997 года, когда и Винс Макмэн, и WWE, да и сам Брет Харт заполучили весьма многое от финиша Survivor Series. Сегодня мы понимаем, что это было подставой (в конце концов, факт «не-сценарности» был подтвержден Винсом Макмэном и Бретом Хартом в суде во время расследования гибели Оуэна Харта). Но пройдут годы, подробности и детали отойдут на второй план. И все больше и больше людей будут думать, что Монреаль — это было сюжетом от и до. А нас, современников этого инцидента будут считать наивными до невозможности.

Весомые аргументы в пользу того, что в 1931 году также как и в 1997м в Монреале произошел грандиозный обман и подстава Чемпиона, приводит историк Бертран Эбер.

В его книге «Mad Dogs, Midgets and Screw Jobs» он пишет о том, что тот бой (Battle of the Bite) продемонстрировал, насколько просто управлять зрителями. Боузер понимал, что именно во франкоязычном городе наглых америкашек даже не станут слушать. Уж тем более столь заносчивых как Льюис и Сэндоу. И чтобы привлечь на свою сторону Комиссию, не нужно было никого подкупать или договариваться. Достаточно было позволить Сэндоу быть Сэндоу. Билли совершил ошибку, которую и до него, и после него совершат множество людей: предложить американского судью для матча в Монреале — это не обида или упрек в адрес судьи. Это обида, наносимая всему Монреалю, всему Квебеку. Всей франкофонной культуре. Это огромное оскорбление. Все выглядело именно так, как хотел Боузер: злобные америкашки подлыми путями пытались не дать их честному герою-франкофону выиграть Чемпионство. Это вопрос психологии, это вопрос политики, это слишком сильно, чтобы быть сюжетом.

Помимо прочего, именно в те времена начинали набирать обороты центробежные силы в про-рестлинге. Появлялось много промоушнов, много территорий. Каждая хотела своего Чемпиона. Каждый промоутер хотел свое Чемпионство. Льюис оставался Чемпионом, по версии нескольких штатов. Деглан укрепил статус Чемпионства AWA (та самая Бостонская версия), которое пережило несколько реинкарнаций, было частью объединенного титула, ставшего Чемпионство Мира National Wrestling Alliance в тяжелом весе.

Но как мог Сэндоу вообще допустить эту ситуацию? Билли Сэндоу, старый параноик, который настолько никому не доверял, что даже в своем промоушне не выпускал Льюиса на ринг против любителей сделать рестлинг-матч чересчур настоящим — Дика Шиката, Мартина Плестины, Джона Песека! Как такое было возможно? Сэндоу, который ради Чемпионского титула мог пойти на что угодно! Сэндоу, который подозревал всех и во всем! Сэндоу, который, судя по всему, лишь тремя неделями ранее вместе с Льюисом обманул промоутера? Сэндоу, который привез своего Чемпиона к этому же промоутеру! На матч против Олимпийского чемпиона по борьбе в тяжелом весе! В чужой город! Где англоговорящих людей мягко говоря недолюбливали. И устроил при этом скандал ДО и ВО ВРЕМЯ матча! Как такое могло быть?

В любом случае, Боузер вернул себе контроль над Чемпионством Мира, укрепил свои позиции в Монреале, еще более раскрутил своего Чемпиона. Деглан был вознагражден за все то, что сделал для Боузера — за то, что он терпеливо работал там, где попросят. За то, что беспрекословно уступал Сонненбергу, Джорджу, Маршаллу, Льюису. Деглан выиграл Чемпионство так, как достоин каждый: он выиграл его на глазах своих самых преданных фанатов. И, кстати, выиграл титул не у недавних дебютантов (Сонненберг и Джордж), а у легендарного Чемпиона Льюиса!

Прибавьте это в копилку тезисов про подставу. Копилка становится весьма убедительной. И объясняет, что Сэндоу и Льюис были обмануты и в Лос Анджелесе. Когда выигранный Эдом титул стал лишь шагом назад, необходимым для разбега для большого прыжка вперед.

Но многие историки спорят до сих пор: кто, кого, где и как обманул, подставил или переиграл.

Деглан пробыл Чемпионом 20 месяцев. Он одолел всех топ-звезд Боузера, собрав несколько аншлагов, став настоящим героем своего времени.

Деглан вернул рестлинг в Канаду, позже он вернул рестлинг во Францию. Анри Деглан стал героем для многочисленных канадских и французских мальчишек, которые в 20-30 годы задумали стать рестлерами и борцами. И многие из них стали. О том, как сложилась дальнейшая карьера и жизнь Анри, — читайте на следующей неделе в рубрике «Матчасть».