Вообще проект с этим обратным отсчетом был задуман так, что с каждым годом в рестлинге разбирался отдельный автор. И на протяжении 19 выпусков так и получалось, что про события, матчи, да и просто о своей жизни рассказывал кто-то новый. Но 2022й год я решил оставить себе, даже несмотря на то, что сам в своё время написал про 2007й год, и это была один из самых сложных текстов, что я написал вообще в своей жизни — неважно, для учебы, работы или для этого сайта, который стал для меня намного больше, чем всё остальное. Напишу я сам, потому что… Потому что год такой. И речь тут не только про рестлинг, поэтому про него я, наверное, и начну.
Парни подробно описывали те события, с которыми сами знакомились, но я хотел бы подойти к году несколько иначе. Ну просто что вы вспомните про 2022-й год? Шоу? Матчи? Оценки? Нет, конечно. Два больших события, которые перетрясли вообще всё, конечно же очевидны. Это попытка Винса Макмэна уйти на пенсию (и как мы уже знаем, неудачная) и скандал, который громыхнул за кулисами AEW. Конечно же я не сомневаюсь, что каждый отметит в том году что-то своё и будет абсолютно прав. И в Японии, и в Мексике, и в Европе хватало событий, которые могли запомниться. Но давайте будем честны, Винс Макмэн — это настолько знаковая фигура для рестлинга вообще, что его жизнь и карьера уже давно стали на огромную долю жизнью и карьерой рестлинга вообще.
Много говорилось и предполагалось, что же будет, когда Винс Макмэн уйдет. Были разные ожидания и прогнозы. Кто-то надеялся изо всех сил, кто-то боялся. Всегда же так бывает, что если уходит давний лидер, то жди больших перемен и потрясений. Так бывает везде и всегда: в политике, общественной жизни, в экономике, спорте и вообще где угодно. Уход Винса Макмэна показал, что это всё далеко не факт. Вообще парадокс же: подумайте сами, мог ли быть у ухода Макмэна более скандальный фон, чем те обвинения, которые против него выдвинули? Разве что если бы он убил человека ну или умер? В то, что Винс Макмэн вообще умрёт, я уже давно искренне не верю, и не боюсь об этом шутить: если и есть в мире человек, который должен поздравлять мир рестлинга с новым 22м веком, — это Винс. Но да ладно, речь сейчас не о том. Речь о том, что Макмэн смог подготовить свою империю к своему уходу так, что она не рухнула вообще ни разу. Вместо него почти на все посты пришли непонятные люди с непонятным опытом и отсутствующим авторитетом в бизнесе, но всё выстояло. Я написал «в бизнесе», потому что рестлинг и спортивные развлечения — это куда больше, чем узкий кружок интернет-фанатов, выставляющих свои оценки в соцсеточках или на отдельных сайтах. Вы можете предъявить мне, мол, Стефани и Игрок и так работали в WWE на управленческих должностях больше 10 лет! Но как бы камон.
Ладно, в любом случае, Винс Макмэн вернулся, и это стало очевидно уже в конце года. И мне очень интересно, как происходило то самое голосование в Совете директоров, когда Винс закинул первую удочку о возвращении? Как и кто предложил голосовать против? Что было в головах у Игрока, Стефани и Ника Хана, когда они голосовали против, прекрасно понимая, что все карты на руках у Винса? А ладно, это уже дела 2023 года, когда Макмэн по щелчку пальцев всех поставил на место, но разрешил Игроку проводить каждую неделю совещание, где он рассказывает всем (в первую очередь инсайдерам), что букингом занимается только сам Левек и больше никто.
СМ Панк против Вице-президентов — это другая громкая история года. Вглубь этой истории, на самом деле, многие не лезут. Но именно она ковырнула понимание того, какой же это вонючий гадюшник, на самом деле. Никто не сомневался, что закулисье AEW — это самый мерзкий сброд со времен WCW конца 90х. Что там ни о каком развитии не думают, каждый решает свои собственные вопросики и держится за свою собственную шкуру. Имеют право, о чем речь! Но не надо в таком случае говорить о каком-то прогрессивном развитии. Подумайте сами, на фоне постоянных разговоров о сокращении бюджета Warner Bros. Discovery в AEW главное, чем хвалились за год, — это корпоративом под дебильным названием Forbidden Door, на который выписали японских рестлеров, и мерзким паразитированием на памяти Оуэна Харта. Опять же, если есть свободные деньги, — имеют полнейшее право! И провести шоу, куда с огромным удовольствием съездили звезды NJPW, чтобы выступить в четверть силы, но получить четверную зарплату. И заплатить за право использования имени Марте Харт, с которой даже родные братья Оуэна перестали общаться. Ради чего? Ради двух турниров, про один из которых (женский) не будут вспоминать больше никогда, а победитель другого (мужского) скоро настолько добьет свой организм, что уйдет на более, чем полугодовое лечение. Это всё не просто так говорю, потому что проблема СМ Панка и AEW обострилась именно тогда — в конце мая и начале июня: как раз когда все ссали кипятком от форбиден дора и повышенных командировочных для новояпонцев. Именно тогда обнаглевший от всеобщей безнаказанности Эдам Пэйдж вышел на шоу перед Double or Nothing и выкатил СМ Панку кучу претензий, которые имели под собой РЕАЛЬНОЕ основание. Точнее, не так. Он вышел и ТОЖЕ выкатил эту кучу РЕАЛЬНЫХ претензий. Пофиг, что это всё прошли в сюжете с Эдуардом Кингстоном годом ранее и с МЖФом в начале того же года. С МЖФом, который в сюжете с Панком смог укрепиться до такого статуса, что после этого стал восприниматься не иначе как будущий чемпион. Собственно титул он и выиграл — правда, перед этим пришлось пропустить несколько месяцев вслед за крикливым промо про факинг марка, который должен был его уволить. Но это фирменная фишка того марка: если кто-то получает популярность, становится востребованным у аудитории, этого рестлера моментально убирают на задворки, выводят из сюжетов, чтобы… Я не понимаю, для чего. Но через это прошли и МЖФ, и Вардлоу, и Дарби Аллин, и Старкс, и Хоббс, да и тот же Пэйдж! Который, кстати на том самом шоу перед DoN вышел и начал нести такую околесицу, что стало даже стыдно. Помню, как смотрел то шоу и понимал, что любому нормальному человеку даже с экрана будте видно, что Панк старается успокоить быковавшего на него туповатого Пэйджа, причем пытался делать это в рамках кейфейба.
Он хвалил Пэйджа (как фэйс фэйса), успокаивал его, старался быть адекватным. Но зачем? Два с половиной года абсолютно пустых выступлений, сдобренных огромной зарплатой и нескончаемым потоком елея из соц.сетей (вы помните тот маразматичный твитерский тред про «хоумстретч»?), абсолютно провальное чемпионство, про которое ему в уши опять же лили сплошной елей, полностью застилали Пэйджу глаза. Я не хочу оправдывать Панка, но в этой ситуации истина-то на его стороне. Но это 2022 год, когда у людей по всему миру отключилось умение искать настоящий корень проблемы. А потом была травма, которую Панк и сам не то получил, не то усугубил на шоу.
Тут разрешите минутку от себя. Именно в 2022 году я написал, что теперь я буду категорически против планч. Тех самых «аутсайдов» или «суисайд дайвов», или «торпида суисида», короче, называйте как хотите, в широком смысле слова для этих прыжков используется слово «планча». Прыгать вперед руками между канатами умеют немногие. Панк, надо признать, долгое время умел. Но возраст, отсутствие тренировок и всё та же безнаказанность и бесконтрольность в AEW убедили его, что он сможет это сделать и так. Тот факт, что он дважды зафакапил Бакшот-лариат — по сути не такой опасный приём, его не смутил. В общем, мало того, что распереживался из-за придурочного малолетнего Пэйджа, так еще и травму получил, пролетел мимо матча с Хироши Танахаши, и вообще.. А потом когда стало ясно, что на время лечения будет еще и другой чемпион, которому нужно будет проиграть, причем чисто, пусть и ненадолго.. Короче, ну вы реально удивились, что СМ Панку традиционно сорвало днище? Пока его кроют неприличными словами, я скромно повторю, что в данной ситуации правда на его стороне. Просто он такой человек, который всегда вскрывал проблемы, хотя а) его никто об этом не просил и б) в этой ситуации он сам будет крайним. Так бывает.
Ну и вишенка на торте — это детали того, как о том скандале рассказали. То, как рассказали детали той перепалки — это реально позорище для вице-президентов. Мало того, что вам трём набили морду двое. Мало того, что одного из вас укусили. Мало того, что вы потом нагло врали, прикрываясь якобы волнением за чужую жену и, господи, собаки! Мало того, что вы в итоге валялись на полу и топали ножками, чтоб вашего обидчика уволили.. Так об этом всём еще и узнали. Более того, вы вернулись ровно туда же, откуда уходили, продавили в качестве компенсации, чтоб вам купили любимую папину песню (Kansas — любимая группа, а Carry on my Wayward son — любимая песня отца Баксов), дали букинг на семь недель с возможностью делать абсолютно любое количество прыжков, суперкиков и пайлдрайверов, и естественно вернули любимую блестяшку. Кстати качество и количество прыжков и суперкиков, а точнее отсутствие в них смысла наглядно продемонстрировал один из вице-президентов. Да, это уже был 2023 год, но Омега в NJPW вспомнил, что он в рестлинге что-то умеет. Это было как в тех матчах против Брайана в 2021м году, когда мы видели другого Омегу. Ленивый, обрюзгший и окрякший Омега вдруг тогда в матчах с Дэниелсоном и тут в NJPW превращался в того, у кого был объективный аргумент называться одним из лучших рестлеров в мире.
Ладно, пёс с ними (каламбурошная открыта!) с вице-президентами. История с инсайдами и оплаченными вбросами в 2022м году стала просто невыносимой. Никогда в жизни я с таким омерзением не читал всю ту шнягу, которую публикуют всем уже, к сожалению, известные «инсайдеры». Ограниченные, слабоумные, неграмотные людишки с каким-то количеством подписоты в соц.сетях, из которых они клянчат кто 5, а кто и 10 баксов в месяц, вконец потеряли края. Если раньше инсайдеры могли похвастаться тем, что они являются историками и архивариусами рестлинга, что и для меня было ориентиром, честно! То теперь они просто превратились в примитивных хайпожоров. Сколько они накидали бесполезного дерьма или откровенного вранья — у меня нет слов. И ведь люди верят. Перепечатывают. Переписывают. Даже переводят. Это просто мерзко. Но опять же в 2022 году окончательно стало ясно, откуда была большая часть инсайдов у одного из главных инсайдеров всех времён и народов. Да, он безнадежно проиграл гонку за хайпожорство, но на своём имени он еще может куда-то ехать. Я про Мельтцера и те инсайды, где всё плохо, атмосфера в раздевалке плохая, но все верят в лидерство Криса Джерико, который набил морду Леснару, завалил Голдберга и спорил с Винсом Макмэном. Вы же понимаете, что это тоже произошло в 2022 году из-за тотального отсутствия контроля и абсолютного непонимания, что происходит, прикрытого всё теми же СМСками из банка Джексонвилля? Если 20 лет назад, 10 лет, 5 лет назад, да что там, даже год назад эти вбросы можно было читать серьезно, то после событий осени 2022 года ЛЮБОЕ сообщение про «настроение» в раздевалке или про «лидерские качества одного из ветеранов» ну как бы камон… Вы всё еще верите? Ладно, я не буду вам мешать.
Просто дело в том, что осенью у всего этого появилась даже не альтернатива, но контр-движение! Новый контент-менеджер WWE, он же креативный директор WWE смог вроде как перехватить инициативу у вышеупомянутого банка. Причем, что-то подсказывает, что свои нужные инсайды или свои нужные набросы он не особо оплачивал денежками (хотя их у WWE начало появляться просто неприличное количество). Закулисные проходки, участие в пресс-конференциях, возможность задать вопрос: вся та бесполезная и безграмотная братия навалилась на это просто всей массой. Плюс аура того старого «правильного» NXT, которое было правильным опять же из-за кучи суперкиков и того, что это было «НЕ RAW»! В WWE взяли курс на то, чтобы понравиться всё тому же интернету, и более никому. Я не настаиваю, но это же ведь они там решили хвалиться каждым успехом по аудитории или финансам, умалчивая тот факт, что из всего топ-менеджмента там работал один человек, который все бросал и бросал дровишки в топку прибыльности организации, а из трубы выходил не дым, а баксы, баксы, баксы. Еще топ долла с каррионом кроссом, но у каждого процесса есть побочные эффекты. Так он добросал дровишек, продав Нетворк всем по отдельности. Ну почти всем. И если раньше Нетворк приносил баблишко лишь от подписчиков, которых было катастрофически недостаточно, то под конец года каждый регион оплачивал нетворк самостоятельно. И приносил в кубышку куда больше бабла, чем раньше. Вам расскажут, что «Extreme Rules» стало самым смотрибельным шоу с таким названием в истории. Естественно так будет, если в Индонезии, Индии, Бразилии и еще много где это шоу покажут по дискаунту. А то и бесплатно.
Вообще это тоже тренд года: WWE стал не то что прибыльным, но безумно прибыльным. Далеко позади осталась эпоха, когда там следили за продажами билетов, мерчендайза и даже за телевизионными рейтингами. Наконец-то начал приносить деньги Нетворк! В принципе, WWE пришел к цели, которая ставилась десять лет назад осенью 13го года: отвязаться от всех телевизионщиков, провайдеров и других операторов! У них есть свой сервис, который приносит бабло. И нужно было для этого что? Букинг? Рестлеры? Нет, конечно. Нужен был один нормальный продажник, который показал, что и к чему. И не просто показал, а продал этот проект настолько выгодно, что можно было оплатить любые хотелки новорежимного эффективного менеджера. Оффтопом, стати, я в конце года случайно набрёл на статейку с абсолютно хайповым заголовком «10 рестлеров, которых спас Игрок». Открываешь, и там все наши ребята — Дакота Кай, Каррион Кросс, Топ Долла, ЛА Найт. Все те, кого он навозвращал, и кто абсолютно обосрался по ВСЕМ фронтам. Понимаете? По всем! Ни одного попадания. Ни одного точечного улучшения! Это ж даже удивительно, что не сработало НИЧЕГО!
Но я сомневаюсь, что контент-режимщик на что-то обращал внимание. У него был свой квест по сбору куч дерьма, которые из WWE скинули за предыдущие несколько лет. Сначала я начал вести список возвращенцев в шутку. Когда этот список приблизился к тридцати, я немного напрягся. Напрягся, потому что в NXT уже были готовы к подтягиванию в основной ростер несколько прекрасных рестлеров и рестлерш, но вместо них контракты и телевизионные эфиры получали абсолютно бесполезные пацаны, главной заслугой которых было то, что их персонально пестовал контент-режимщик. А если прибавить, что и в NXT этот режим начал массово завозить кучи из британского NXT UK, возникли вопросы, какие вообще перспективы у девелопмента развивать таланты и находить новых звезд? И зачем вообще это делать, если понаехавшие около-35-летние перестарки из индей покажут безразмерное количество суперкиков, прыжков и падений за ринг, которые высоко оценят в соц.сетях и на отдельных сайтах?
Про девушек мало сказано, да? Ну просто что поделать, если и тут главные истории связаны с негативом. Можно констатировать какой-то неадекватный (но, наверное, похвальный) и упёртый пуш Бьянки Билэйр. Годичный цикл от поражения за пару секунд от Линч до реванша и защищённого титула — это была крутая история. Если бы только Бьянка ее могла отыграть как адекватный персонаж, а не как среднестатистическая базарная баба. Можно было бы похвалить пуш к титулу Джейми Хейтер, которая реально работала над собой и становилась лучше, но и тут во что все превратилось? В пофигизм и предельно неаккуратные матчи. А, ну и травмы. Впрочем, мы уже привыкли к травмам в AEW, которые получают, поскольку никому не хочется тренироваться, зато все считают себя готовыми, умелыми. Ведь все недостатки можно залить литрами крови и вуаля, ты уже герой. Что вы запомните из женского рестлинга? Скандал Саши Бэнкс и Наоми ведь, правда? Абсолютно неадекватная история, в которой правых нет никого, сколько ни копай. Саша Бэнкс при всех своих талантах подтвердила свою склочность, завистливость и неприятный характер. И все ради чего? Ради того, что мы увидим уже в 2023м году: все тот же образ с плохими костюмами, неловкими ужимками, неумением читать промо, но теперь еще отвратительной музыкой и плохим псевдонимом. Что еще? Мэнди Роуз! Она была чемпионкой сколько, год с лишним? И все это время чем занималась? Ну так получается, что просто собирала подписчиков себе на платный сайт с контентом, где в итоге стала зашибать столько, что весь этот ваш вонючей рестлинг можно послать к чертям собачьим. Конечно же каждый может сам выбирать себе будущее и настоящие, каждый имеет право распоряжаться своей карьерой как угодно. Но за рестлинг всё равно обидно. И вдвойне-втройне, потому что как раз за этот год в том же девелопменте появился ряд прекрасных девушек и с точки зрения рестлинга, и с точки зрения отыгрыша персонажей, и с точки зрения внешности. Про то, что в Новой Японии придумали женский титул и решили его отдать той рестлерше, которая вот-вот недавно выступала в WWE, — наверное случайность. Совпадение. Но первая защита — против еще одной рестлерши, которая вот-вот из WWE, — ну это как бы звоночек. Не звездам же квартирников давать титул?
Кого-нибудь удивит, что на этом фоне в поисках лучшего шоу года придется обратиться к старым добрым родным пенатам? Суппорт ёр локал инди, мазафакерз, так и хочется сказать что бухгалтерам, подсчитывающим суперкики и канадиан дестройеры, что филологам с глубинными познаниями британских и околобританских акцентов. Шоу НФР в честь 20-летия — это было огромное событие, для организации которого парням пришлось приложить огромные силы. И это было сделано. В этот же год Антон Дерябин порвал кучу высокорейтинговых телевизионных проектов, что, конечно, в 2022м звучит не так круто, как миллионы просмотров в различных соцсетях, но ведь порвал? И это прекрасно.
Главный матч выделить сложно, но по совокупности всех факторов — это конечно же Роллинс против Роудса в Адской клетке. Очень красивое возвращение, очень красивая история, которая развивалась и в сюжете, и вне его! Травма, которая не удержала Роудса за рингом. Драма и надрыв, которые были очевидны, поскольку с такой травмой — прямая дорога на лечение. И переживания, успеет ли он вернуться хотя бы к Роял Рамблу? Успел. Но это уже вопрос 2023 года. В первой половине года в WWE смогли органично создать нескольких фэйсов, которых реально принимали зрители! Фэйсов разного уровня — и в топ-карде, и в серединке, и в лоукарде. Риддл, Мосс, Изикиель, Профиты. Но главный из них — конечно же Коди. Когда в последний раз на шоу WWE искренне болели за фэйса, которого перед этим не пихали в глотку годами? Ладно, такое бывает часто, но на контрасте со второй половиной года, когда все достижения были засунуты в долгий ящик, а взамен предложили кучку неумелых и бесполезных инди-дарлингов, из которых не запомнился НИКТО. Которые провели суммарно кучу сюжетов, из которых не удался НИ ОДИН. В которых была куча матчей, из которых не запомнился НИ ОДИН. Но тот матч Коди и Сета не просто стал событием, которое привлекло внимание прямо здесь и сейчас. Тот матч дал понимание и уверенность, что и после возвращения Коди эта история продолжится.
Сюжет года тоже очевиден. Бладлайн рос, эволюционировал и укреплялся. Более того, тот Бладлайн, который был за месяц до, совершенно не равнялся тому Бладлайну, который был через месяц. Сюжет терпеливо выстраивали и укрепляли долгие месяцы. В этом сюжете каждый участник получал рост. Ну кроме Леснара, которому этот рост вообще не нужен, он уже на своей запредельной высоте. И как же стало стрёмно в конце года, что этот сюжет завершится чем-то ультра-банальным. 2023й год пока эти опасения укрепляет, но что поделать, если новорежимные креативщики могут предложить только вернуться на несколько лет назад или же вспомнить, что там было крутого в инди. А этот сюжет не просто создавал звезд, так еще и приносил конкретные деньги, конкретные рейтинги и конкретные успехи. То, чего мы не наблюдали уже очень давно.
Ладно, и без того много всего получилось, давайте сворачиваться. Вообще я по-особенному тепло отношусь к этой серии публикаций, потому что они погружают читателя не только в то, кто там и с кем дрался, на каком шоу это было и сколько суперкиков было проведено. Это еще и напоминало про этого самого автора. Причем объективно многие из них к моменту публикации на сайте уже давно не появлялись. Круговорот авторов — это, к сожалению, неизбежная реальность. Но я рад, что многие из них все еще посещают сайт и втихаря что-то порой даже почитывают, пописывают, а кто-то, создав то, что в английском называется «бёрнинг аккаунты», пытается ковырнуть какие-то прежние вопросы. В силу объективных причин, связанных с политикой (которую я очень не хочу видеть на сайте ни в каком виде), ушли несколько ребят, которые потрясающе писали и участвовали в жизни сайта. Я всегда искренне радуюсь, когда кто-то из ветеранов возвращается на сайт — пусть с одним текстом или с каким-то постоянным делом. Именно в 2022м году на сайт впервые за десять лет (!) залетел Кактус — с переводами авторских и биографических статей Player’s Tribune. Я буду рад увидеть каждого, если кто-то вдруг решится на возвращение — в абсолютно любом статусе. Но были и полностью позитивные укрепления ростера. Паша «PK» и Лёша «Марвел» удачно залетели на свои места обозревателей, и еще более удачно проявили себя в подкастах, разнообразив их своими нетривиальными взглядами. Тоже почему-то удивительно (хотя никаких сомнений в этом не могло было быть) здорово в подкастах оказался Кирилл «Джокер». Кстати 2022 год стал первым в истории, когда подкасты выходили каждую неделю. Более того параллельно выходил и наш радио-проект «Все по сценарию», который один раз стрельнул на ФМ-волнах, а затем проиграл политоте, но в 2023м году туда вернулся. Да, в сомнительный субботний утренний тайм-слот, но это всё равно лучше, чем всё, что доставалось в своё время Исидабу. И да, уже 2023й год привёл на сайт еще двух авторов, которые пока разбираются с небольшими второстепенными шоу, но уже видно, насколько интересно они могут подавать материал! В общем, то ли еще будет.
Таким был 2022 год, таким был обратный отсчет, охвативший шесть полных лет в мире рестлинга и в жизни сайта. Увидимся через сколько… Наверное, через 10 лет?) Хотя почему через 10? Увидимся уже завтра, уже сегодня на сайте — в новостях, обзорах, подкастах и в многих других проектах, которые для вас готовит команда VS.