[Первая Монреальская Подстава]: Анри Деглан

[Первая Монреальская Подстава]: Анри Деглан

Все помнят, что произошло 9 ноября 1997 года? Survivor Series, Монреаль, Брет Харт против Шона Майклза за Чемпионство Мира..

Но сегодня я хочу вас перенести еще на 70 лет раньше. В день, когда состоялась ПЕРВАЯ Монреальская подстава.

Подстав (так называемых Screwjobs) было много. В свое время у нас на сайте уже публиковался текст про инцидент, который автор назвал «Настоящей» или «Первой» Подставой. Большой привет Вэлансу, где бы он ни находился, но стоит обратить внимание, что Подстав в мире про-рестлинга всегда было море. И уж, ясное дело, они были часты, когда сценариями в про-рестлинге можно было пренебречь.

Конечно, многое основывалось на взаимном уважении и понимании того, как делать общий бизнес — про-рестлинг — такая вещь, что даже в территориальные времена именно сотрудничество с другими промоутерами позволяло становиться успешными. Даже если своя территория оставалась максимально закрытой. Поэтому даже в темные времена дотелевизионной эпохи промоутеры могли договориться, могли составить общий план, могли прийти к консенсусу — и как же это сложно представить сегодня! Но мы отправимся в еще более древние времена. Когда первые роли играли даже не промоутеры, а сами рестлеры. Рестлеры и их менеджеры. Менеджеры, которые были менеджерами в полном смысле слова — обеспечивали билеты, занимались букингом и общались с организаторами шоу.

И главным героем сегодняшнего рассказа станет великолепный француз, олимпийский чемпион 1924 года по греко-римской борьбе, человек, чьим именем назван один из крупнейших любительских турниров по борьбе — АНРИ ДЕГЛАН.

Перед тем, как рассказать о Монреале, немного о самом Анри. В этом году он введен в Зал Славы Wrestling Observer и по этому поводу на прошлой неделе в Newsletter опубликована его замечательная биография.

Давайте перенесемся в начало 20х годов прошлого столетия.

Париж. Франция. Именно этот город был центром греко-римской борьбы в начале чека. Более того, греко-римский стиль сформировался именно во Франции! Термин «Греко-римский» был придуман, что называется, вопреки — немногим хотелось признавать приоритет и доминирование французов в начале столетия. Политика, что поделать!

Вообще стиль был изобретен в районе 1840 года. В те времена крупнейшие европейские соревнования проходили на красивейших аренах Парижа — Театр Монтескье, Казино де Пари, Аполло, Ипподром, Фоли-Бержер…

Именно в Париже 27 декабря 1901 года легендарный Георг Хакеншмидт выиграл турнир за Чемпионство Мира — то самое, первое, — победив Константа ле Буше. В те дни про-рестлинг позиционировался как элегантный и джентльменский спорт. Спорт для французов!

К 20м годам большой спорт в Париже был практически уничтожен. Виной тому Мировая война и высокие налоги. Большая часть звезд — таких как Хакеншмитд, Рауль де Руэн, Станислав Збышко, Георг Люрих — переехали в США, где стали «мальчиками для битья» для американских звезд кетча. Таких как Фрэнк Готч, Эд Льюис. Такое бывало и ранее — в 1901 году величайший французский борце Пол Понс выступил в Мэдисон Сквер Гардене, где провел поединок с Американским чемпионом Эрнестом Робером. Американские зрители не очень любили греко-римский стиль, поэтому борцы этого направления не пользовались успехом. Промоутеры и зрители видели в греко-римских борцах просто неповоротливых примитивных толстяков. Большинству был по душе более зрелищный и технически-сложный кэтч-эз-кэтч-кэн.

В 1915 году Понс умер. И про-рестлинг во Франции пошел ко дну.

И именно герой нашего рассказа — Анри ДЕГЛАН — ответственнен за то, что про-рестлинг вернулся в его родную страну.

Родился Деглан 22 июня 1902 года в Лиможе. Его полное имя — Жан Анри. Отец владел компанией, которая занималась тем, что сейчас назвали бы «логистикой». У него было шестеро братьев, Анри рос и воспитывался в Париже. По понятным причинам в 15 лет он был вынужден покинуть школу.

Он был слишком молод, чтобы отправиться на фронт, но зато он был достаточно крепким и большим, чтобы работать в качестве водителя. Анри стал развозить товары в компании отца. Основной вид поставок был, как ни странно, вино, которое отправляли воинам на передовые рубежи. Деглан смог избежать ранений и травм, поскольку ездил достаточно далеко от мест, где проходили серьезные боевые действия. Но один раз на его грузовик была сброшена бомба. Впрочем, проведя несколько дней в больнице, Деглан был выписан без каких-либо травм.

После того, как война завершилась, Деглан стал пожарным. В 1919 году, когда он был зачислен в Департамент, это была полу-военная организация, поэтому всех ее сотрудники проходили серьезный курс атлетических тренировок. Деглан был успешен по всем спортивным направлениям, но лучше всего ему удавалась борьба. Ну еще метание копья, но к нашему рассказу это отношения не имеет. Позже правительство направило его в престижную и известную военную академию Эколь Нормаль в Жуанвилле ле Пон. Проведя там два года, он еще более улучшил свои борцовские навыки. Выпустившись из Академии, он решил не продолжать военную карьеру. Он вернулся к гражданской жизни, начав активно выступать на борцовских соревнованиях, многие из которых он выиграл.

В 1924 году его выбрали представителем от сборной Франции на Олимпийских Играх, которые проходили в Париже. Он выступал в престижном тяжелом весе. Соревнования состоялись в манеже Велодром с 6 по 10 июля. 22-летний Деглан победил Поула Хансена (Дания), Класа Йохансона (Швеция), отто Шельки (Венгрия), Эрнста Нильссона (Швеция), Раймунда Бадо (Венгрия, а в финале он победил Эдила Розенквиста, выиграв золотую олимпийскую медаль.

Не обошлось без скандала.

Второй матч Деглан проводил против 39-летнего шведа Йохансона, двукратного олимпийского Чемпиона 1912 (до 75 кг) и 1920 года (до 82.5 кг). Борцы завершили 20-минутный поединок с преимуществом Йохансона, однако французская сторона оспорила порядок начисления очков и судейская коллегия назначила 6-минутную «перигровку». Деглан в ней одержал верх. Йохансон после этого в отвращении покинул соревнования. К чести Деглана скажем, что в остальных поединках равных ему не было. Включая финальный, где ему противостоял серебряный призер предыдущей Олимпиады Эдил Розенквист (правда, в полутяжелом весе — интересно, что чемпионом тогда стал как раз упомянутый Клас Йохансон), представитель практически непобедимой финской школы — в шести весовых категориях на тех играх финны завоевали три золотые, четыре серебряные и три бронзовые награды! Именно финны брали золото на играх 1916 и 1920 годов. Но в 1924 году в тяжелом весе победил француз.

И это было первое французское золото в борьбе! Деглан моментально стал национальным героем.

Что дальше? А дальше настала время для про-рестлинга. Кстати те два финна, что выигрывали золото в греко-римской борьбе до Анри, — Анри Линдфорс (золото 1920) и Юрйо Саарела (1916) — тоже принимали участие в шоу про-рестлинга. Но их карьеры не задались. Деглан же добился невиданного успеха и в Европе, и в США.

Деглан стал вторым олимпийским Чемпионом, попавшим в зал славы Wrestling Observer. Первым был Курт Энгл.

Некоторое время после олимпийского триумфа Деглан продолжал выступления и тренировал. 30 июня 1925 года он принял участие в турнире в Мюнхене, где завоевал, по собственному заверению, Чемпионство Мира. Спорны факт, поскольку официально таких турниров не было.

Турниров по борьбе было в принципе немного. А уж по рестлингу — так и совсем не было. Поэтому Деглан, проконсультировавшись с значимым французским промоутером Леоном Дюмоном, отправился в Нью Йорк. Дюмон договорился со своим знакомым, известнейшим ньюйоркцем Джеком Кёрли. Тот согласился принять Деглана, подучить его американскому стилю, чтобы тот потом смог вернуть этот стиль в Европу.

И вот 4 декабря 1927 года Анри Деглан прибыл в Нью Йорк Сити на трансокеанском лайнере Сюффрен. Первый матч не заставил себя долго ждать. Уже 13 декабря Деглан дебютировал ничьей против Гарри Стивенса.

Сохранилось крайне мало записей выступлений Анри — и в про, и в греко-римской борьбе. Но и по тому, что можно посмотреть, и по воспоминаниям очевидцев, стиль Анри был очень жестким и мощным. Как и следовало ожидать от борца греко-римского стиля, он обладал отличными навыками перевода противников в партер, он много и с удовольствием использовал жесткие броски. Его броски получили прозвище «Airplane Spin». Он крутил противников, а затем бросал на маты. Деглан не был огромным борцом (порядка 100 кг, ниже 180 см), однако он был очень силён. Кроме того он был настоящим фанатиком идеальной физической формы. Деглан обладал могучими лёгкими и сердцем. Также Анри преспокойно чувствовал себя в партере и обладал отличными навыками оборонительной борьбы.

За время выступлений в Большом Яблоке, Анри защищали, но особо и не пушили. Он проводил множество ничьих, выступал в открывающих шоу матчах. Изредка у него бывали встречи и с мэйн-ивентерами. Чаще остальных он встречался с Владеком Збышко. Их последняя ничья продлилась 58 минут — рефери остановил схватку, опасаясь за здоровье и жизни участников матча. Збышко можно считать его тренером; Деглан был прирожденным рестлером. Он постоянно, много и быстро учился, схватывая, как говорится, на лету.

3 апреля 1928 года на шоу в Риджвуд Грув Деглан провел часовой поединок против Ганса Штайнке, одного из топовых рестлеров той эпохи. Бой завершился вничью. Неделей спустя (10 апреля) Деглан потерпел первое поражение в кэтче. В 54-минутном матче он уступил Владеку Збышко. 24 апреля Збышко одержал еще одну победу — за один час и две минуты.

Деглан комфортно чувствовал себя на ринге, однако Нью Йорк наводил на него тоску. Он никогда не любил Нью Йорк, да и фанаты никогда не были от него в восторге (не то, чтобы не любили, но относились к нему с прохладцей). Видя все это, Джек Кёрли принял поистине историческое решение. Опытный и расчетливый Кёрли отправил Деглана в Монреаль, надеясь, что молодой француз по-настоящему расцветет во франкоязычном городе. Так и произошло. И черт возьми, КАК это все произошло..

Первым крупным промоутером в Монреале был бывший рестлер Джордж Кеннеди, ранее выступавший у Фармера Бёрнса, который фактически охватывал весь мир про-рестлинга. Кеннеди покинул Бёрнса и отправился в Канаду, где решил основать компанию, занимающуюся организацией и проведением спортивных мероприятий, связанных с рестлингом, бейсболом, хоккеем, боксом. Но 19 октября 1921 года Кеннеди умер от испанки. И его территория оказалась в руках Джека Кёрли, который назначил своим представителем в Монреале Люсьена Риопеля, бывшего ассистента Кеннеди. Смерть промоутера всегда наносит серьезнейший урон рестлинг-организации. Особенно это касается харизматичных, волевых, сильных промоутеров, каковым безусловно являлся Кеннеди. Когда Кеннеди умер, рестлинг в Монреале рухнул. Лишь два шоу из числа состоявшихся между 1921 и 1928 гг. собрали более 5000 зрителей. В 1923 и 1927 годах в Монреале вообще не провели ни одного шоу. Все это было до того, как появился Деглан.

И Кёрли, и Риопель понимали, что Деглан может быть звездой. Кёрли заприметил его еще до того, как Анри покинул Францию. Но именно в Монреале Деглан оказался на своем месте. Именно там он стал звездой, которую обожали местные фанаты. Именно там он говорил с публикой на одном языке во всех смыслах слова. Именно там взаимное доверие и уважение рестлера и фанатов достигло необычайно высокого уровня. И до, и после Деглана в Монреале были местные герои — Эмиль Маупа до него, Эдуард Карпентье и Гигант Андре — после. Но Деглан стал не просто героем для монреальцев. Он нашел свой новый дом в этом городе. Хотя кто знает, быть может, Кёрли задумал все это, еще когда увидел Анри на Олимпийских играх?

Первый матч в Монреале Деглан провел 23 апреля 1928 года. Он отработал мэйн-ивент против Тони Фелиса. На шоу пришли посмотреть 1200 человек. Это был первый из пяти мэйн-ивентов в Монт-Роял Арене, в которых Деглан участвовал подряд. В том сезоне состоялись 24 шоу. В мэйн-ивентах 20 из них был Деглан. К концу лета 1928 года аудитория шоу была не менее 5000 зрителей. 17 сентября 1928 года аудитория шоу превысила отметку 10000 зрителей. В тот день Деглан победил великого Станислава Збышко. Это была наибольшая аудитория, которую собирало шоу в Монреале с 1913 года.

История того матча началась в июле, когда Станислав, прибыв в Монреаль, нанес Деглану его первое и единственное поражение в том сезоне. На то шоу пришли посмотреть 8000 зрителей — рекордная аудитория за четыре года. Именно тогда Кёрли и Риопель окончательно убедились, что не прогадали в своем выборе. В Монреаль вернулся рестлинг. И в город, и в сердца фанатов. Все это — благодаря Анри Деглану.

23 октября 1928 года в Монреале состоялось последнее шоу года — Арена Монт-Роял была домом для хоккейной команды Монреаль Канадиенс. Начинался хоккейный сезон — а значит, рестлинг уходил на перерыв. Деглан вернулся в Нью Йорк, где привычно продолжил выступления в андеркарде.

4 января 1929 года «Душитель» Эд Льюис заключил сделку с бостонским промоутером Полом Боузером, в рамках которой соглашался проиграть Чемпионство Мира. То самое, изначальное. Новым Чемпионом должен был стать новая звезда Боузера, Чемпион NFL 1928 годав составе Провиденс Стим Роллерз Гус Сонненберг. Гус не был отличным исполнителем, однако он был инноватором, он был предан делу как никто другой. Выдумщик Сонненберг привнес в про-рестлинг такой прием как «шолдерблок». Тогда это называлось «flying tackle», да и выглядело несколько иначе, но когда вы в следующий раз увидите, как один рестлер разбегается и сбивает с ног противника ударом/блоком плечом, вспомните, что это все придумал именно Гус Сонненберг. Эти тэклы оказались настолько популярны, что спустя несколько недель ими пользовались уже практически все рестлеры. Сонненберг же стал одним из самых известных про-рестлеров. Он был, как бы это сейчас назвали, мэйнстримом. Мэйнстримом, на который равнялись и которому следовали.

В том же 1929 году Деглан ушел от Кёрли к Боузеру. Этот шаг позволил бостонцу перехватить у Кёрли и весь Монреаль. Ибо когда начался новый рестлинг-сезон, фанаты валом шли на шоу Боузера. К нему же переметнулся и Риопель, начавший промоутировать шоу бостонца в Монреале.

Первое шоу сезона состоялось 6 апреля. И на протяжении полутора месяцев главной темой для разговоров был приезд Сонненберга и Льюиса с Мировым титульным матчем!

Кстати сказать, в отличие от Кёрли, Боузер был готов дать серьезный пуш Деглану и в США. Боузер уважал рестлеров, у него была отличная спортивная репутация. Рестлеры от него никогда не уходили. И если он из кого-то делал звезду, то эти рестлеры оставались в Бостоне насовсем — из чувства благодарности и взаимного уважения к Полу.

В том сезоне Деглан получил менеджера. Им стал бывший известный, хоть и не топовый рестлер, Дэн Колов.

В 1929 году Деглан провел 17 мэйн-ивентов в Монреале. Его популярность уступала лишь Чемпиону Мира Сонненбергу. Анри провел неплохой фьюд с старым знакомым Владеком Збышко, который к тому моменту в своем активе имел победы над Чемпионами Стечером и Льюисом. 24 июня Анри провел 2-часовой матч с Владеком, во время которого он уступил со счетом 0-1. 16 сентября он снова проиграл, однако шоу собрало 9000 зрителей, что стало рекордом сезона. Вообще в среднем шоу собирали по 6000 зрителей, что было просто в разы больше, чем еще двумя годами ранее.

В 1930 году Деглан был выдвинут как претендент на Чемпионство Мира. В Бостоне он провел матч за титул 20 марта. Матч завершился поражением 0-2 по раундам («фоллам»), причем решающий раунд был выигран после серии тэклов, в результате получения которых Анри был отправлен в больницу с сотрясением мозга и переломами ребер.

Реванш был назначен на 22 мая. За 17 минут Анри проиграл первый раунд, однако выиграл второй после фирменного бадислэма. Чемпион собрался и смог заполучить решающий балл.

Деглана ждал матч против Эда Льюиса. Матч состоялся на 26 мая и был завершен ничьей по истечении 2 часов. Почти 40-летний Льюис владел преимуществом и на отметке 83 минуты даже заполучил первый балл (после хедлока), однако за три минуты до конца двухчасового лимита времени Деглан сравнял счет, заставив аудиторию сойти с ума от счастья. Льюис ломанулся добивать молодого Деглана, однако он смог выстоять и не проиграть.

В 30м году Деглан провел меньше мэйн-ивентов, чем в два предыдущих года. Но при этом он был в мэйн-ивенте шоу, собравших наибольшую аудиторию в году. Два мача против Сонненберга собрали 9 и 8 тысяч зрителей — 22 сентября и в финале сезона 20 октября (оба раза матчи 2/3 были проиграны).

Видя поступательный прогресс Деглана, Боузер отправил его на повышение квалификации на Западное побережье. Там у Боузера была доля в лос-анджелесском промоушне Лу Даро. Лос Анджелес несколько лет был городом рестлинг-славы, где Стечер, Льюис и Сонненберг уверенно вели разборки на самом высоком уровне. Именно в Лос Анджелесе в конечном счете свой дом обрел Эд Льюис.

Менеджером Льюиса, кстати, был один из великолепного Gold-Dust-Trio — трио, преобразившего лицо про-рестлинга, сделавшего его из просто популярного вида развлечений мега-популярным. Менеджера звали Билли Сэндоу.

Именно Сэндоу занимался букингом в территории (по крайней мере, есть веские причины этому верить). После распада Трио (Льюис постарел, Сэндоу занялся новыми проектами, а третий — Тутс Мондт — отправился в Нью Йорк и мы помним, чем все это закончилось). Он активно продвигал своего нового подопечного Эверетта Маршалла. Сэндоу был дотошным, внимательным и аккуратным человеком. Он был менеджером в полном смысле слова. Он занимался абсолютно всеми делами своих подопечных — прежде всего, Льюиса. Он старался учесть все мельчайшие подробности, детали и учесть все возможные варианты развития событий.

Деглан прибыл в Лос Анджелес в конце октября. 29 числа он дебютировал в андеркарде шоу, мэйн-ивентом которого был дрим-матч за Чемпионство Мира между Сонненбергом и новой звездой Боузера — олимпийцем Эдом Доном Джорджем (4е место в супертяжелом весе (87+ кг) на Олимпиаде 1928 г.). Сонненберг победил. На следующем шоу 12 ноября Деглан провел бой против Маршалла — бой продлился 2 часа и 3 минуты, завершившись вничью. 26 ноября Деглан провел еще один ничейный поединок (60 минут) против Эда Льюиса.

30 декабря свершилось знаковое событие — Эд Дон Джордж победил Гуса Сонненберга, став новым Мировым Чемпионом. А вот то, что дальше началось, можно считать одним из самых известных инцидентов до-телевизионной эпохи. Того, что можно назвать «Первая Монреальская Подстава».

Несколько источников, включая книгу Fall Guys, указывают, что эта смена Чемпионства стала сюрпризом для Сэндоу и Льюиса. Оба были уверены, что частью их договоренности с Боузером, заключенной перед передачей титула Гусу, было и то, что когда придет время Сонненбергу проиграть, он вернет титул Льюису. Кроме того, указывают, что Боузер остался должен им денег. Правда, надо отметить, что эти источники далеки от образцовых. Возможно, Боузер хотел придать титулу новой крови за счет новых претендентов и Чемпиона. Может, он начал строить планы на Европу, куда, как все понимали, рано или поздно вернется Деглан. Были и другие мнения. В то время ходило много разговоров о возможном матче между двумя крупнейшими звездами той эпохи: Гусом Сонненбергом и Джимом Лондосом. Матч хотели провести в Лос Анджелесе — большую часть активности проявляли как раз Лу Даро и Пол Боузер. У Боузера также были планы на проведении матча между Сонненбергом и другим звездным рестлером Джоном Песеком в Бостоне, под открытым небом! Соответственно поговаривали, что Боузер не хотел рисковать потерей Чемпионства (или репутации) и выпустить Гуса на матч без чемпионского титула.

Вне зависимости, какая версия вам больше по душе, но именно с того дня все и началось…

Продолжение — завтра!